«Шапокляк — это полный антипод моей тещи» – Огонек № 34 (5629) от 31.08.2020
30 августа свой 100-летний юбилей отметил патриарх отечественного анимационного кино Леонид Шварцман. Его мультфильмы покорили сердца нескольких поколений детей и взрослых, получили мировое признание, стали классикой. «Огонек» поздравил юбиляра и поговорил с ним о Шапокляк, портретах вождей и пользе легкомыслия.
Беседовал Иван Волонихин
В квартире Леонида Ароновича в Измайлове одно окно выходит на оживленную улицу, а два других — в тихий зеленый двор. А так как своей дачи у Шварцмана нет и никогда не было, то именно здесь, у окна, художник любит рисовать. Несмотря на его почтенный возраст, представить себе легенду отечественной мультипликации без фломастера и листа бумаги просто невозможно.
— Во дворе, на бульваре, иногда даже в метро — я всегда и всюду рисовал. Всю жизнь со мной был небольшой альбомчик, карандаш, фломастер. Всегда очень любил рисовать с натуры, особенно детишек-дошколят. Если помните, в моем мультфильме «Обезьянки. Гирлянда из малышей» воспитательница ведет на веревочке целую группу ребятишек. Нарисовать всех этих маленьких, забавных и очень разных малышей мне помогли мои наброски, которые были сделаны в течение многих лет,— ведь когда рисуешь, то ничего не придумываешь, образы сама жизнь подкидывает.
— Вот, говорят, и старуху Шапокляк вы вроде бы как срисовали с собственной тещи. Это правда?
— Это верно только отчасти. Никакого портретного сходства там и близко нет. А вот пучок волос вкупе с модной шляпкой — это да, это я взял от своей тещи Нины Францевны. Единственное! Теща моя до последних своих дней была красивой и обаятельной женщиной. Когда мы познакомились, ей было уже далеко за 50, и она все равно оставалась привлекательной женщиной. Достаточно сказать, что мне жена Татьяна с удивлением заявляла: «Представляешь, когда мы с мамой ездим в метро, то обычно мужчины смотрят не на меня, молодую женщину, а на нее». Так что реальная старуха Шапокляк — это полный антипод моей тещи.
— А вообще, часто такое случалось, что в процессе создания мультяшных персонажей вы придумывали некий образ, который чисто внешне напоминал кого-то из ваших знакомых?
— Да, случалось. Например, в процессе создания образа мамы девочки из мультфильма «Варежка» в памяти у меня промелькнуло лицо знакомой художницы. Она была человек очень талантливый, разносторонний, но несобранный, рассеянный. И вот эти черты потом действительно оказались воплощены в образе мамы в «Варежке». Или вот в том же мультфильме есть такой бульдог — судья соревнований. И при создании этой куклы я намеренно имел в виду нашего режиссера Романа Качанова, режиссера «Чебурашки» и «Тайны третьей планеты». Он был такой большой и широкий, весом под сто с лишним килограммов, и его «антураж» послужил в какой-то степени прообразом вот этого бульдога. Более того, когда я создавал персонажей, искал в своих почеркушках какого-то знакомого и близкого мне человека. И когда находил, говорил себе: «Да, я на правильном пути».
— А Роман Качанов себя узнал в этом персонаже?
— Ну прежде всего его узнали все остальные, ну потом, конечно, и он.
— И как он к этому отнесся?
— Со смехом, как же еще? В мультипликации чувство юмора просто жизненно необходимо. Не зря мультфильм Эдуарда Назарова «Жил-был пес», где волк и говорит голосом Армена Джигарханяна, и внешне выглядит как Джигарханян, так любим зрителями.
Как сам Леонид Аронович умудрился до сегодняшнего дня сохранить чувство юмора, абсолютную ясность мышления и неиссякаемый оптимизм — остается только догадываться. За 100 лет жизни испытаний на его долю выпало немало. Он рано остался без отца. Его папа, тихий и скромный бухгалтер, был убит ударом в висок от оглобли несущейся пролетки — лошади испугались сигнала автомобиля, коих в те времена было совсем немного в Минске начала 30-х годов. Мать, Рахиль Соломоновна, осталась с тремя детьми на руках. Возможно, поэтому каток довоенных сталинских репрессий прокатился мимо семьи.
— Тяжело было, конечно, что там говорить. Не жировали, мягко говоря. Выжили благодаря помощи родственников. Полегче стало, когда брат с сестрой начали зарабатывать, и я смог поступить в Минскую художественную студию, она тогда только-только открылась.
— Это была детская мечта — рисовать? Или кто-то из педагогов разглядел в вас талант?
— Мой старший брат рисовал и даже, став взрослым, сотрудничал с какой-то газетой как художник. И я, глядя на него, тоже стал рисовать. А потом уже, когда я работал на Кировском заводе, рисовал все, что просило руководство нашего завода,— портреты передовиков, членов ЦК партии, плакаты, лозунги. Я, в частности, хорошенько поднаторел на портретах Молотова. И вот, когда надо было к очередному празднику Великого Октября нарисовать сталинских наркомов, то мне из года в год поручали именно Молотова, как крупному специалисту по Вячеслав-Михалычу.
— А как вы оказались на Кировском заводе?
— После окончания школы я мечтал поступить в Ленинградскую академию художеств. Приехал в город на Неве, попытался сдать экзамены в академию. Однако подготовка оказалась слабой, и мне предложили поступить в среднюю художественную школу при Академии художеств. Три года учебы в этой школе заложили все основы моего образования как художника. Но стипендия была крохотная, а жить на что-то было надо, я пошел на Кировский (бывший Путиловский) завод сначала учеником токаря, а потом токарем-карусельщиком.
— Это что такое?
— Токарный станок вертелся горизонтально, как карусель, и на нем обтачивали очень большие детали. В частности, для танков обтачивали катки, на которые надевались гусеницы. Я как раз и занимался тем, что обтачивал эти большие металлические колеса.
Когда материальное положение стало полегче, Леонид Шварцман перевез в Ленинград свою маму. Это случилось незадолго до начала Великой Отечественной войны. Здесь же, на Васильевском острове, Рахиль Соломоновна и погибла в блокадную зиму 42-го года. Она похоронена в одной из братских могил, но где именно — родные не знают. Шварцман говорит: если бы мама осталась в Минске, то ее участь могла быть еще страшнее — немцы, захватив город, планомерно уничтожили более 80 тысяч евреев, а еще тысячи отправились в концлагеря. Осенью 41-го молодой токарь Леонид Шварцман вместе с другими рыл противотанковые рвы, работал в ремонтно-механическом цеху. Чтобы добраться с завода домой, надо было пересечь весь город.
— Путиловский завод — это южная, в те времена далекая окраина Ленинграда. А жил я на Васильевском острове, на другом конце города. И когда в 8 вечера заканчивалась смена, фашистские самолеты как раз начинали бомбить и обстреливать Ленинград. Немцы в те дни подошли вплотную к Ленинграду, фактически его блокировав. То есть это было очень сложное и тяжелое время. И каждый вечер я шел домой с одного конца Ленинграда на другой под обстрелами и под бомбежкой.
— Как вы тогда спаслись?
— В ноябре 1941 года внезапно поступил приказ об эвакуации части специалистов и оборудования на Урал. Все происходило настолько стремительно, что я даже толком не успел попрощаться с родными и собрать какие-то вещи. Наземного проезда к тому времени уже не было — гитлеровцы замкнули кольцо блокады. Поэтому сначала нас вывезли самолетом в Тихвин, а уже оттуда мы поехали в вагонах-теплушках. До Челябинска мы добирались, по-моему, месяца чуть ли не полтора или два. А учитывая постоянный голод и холод, это было, конечно, тяжелейшее путешествие.
Уже по прибытии меня подселили в семью местных рабочих. Жили в деревянном бараке, питались по продуктовым карточкам — все как у всех вокруг. Зимой такие морозы вдарили, что в цехе пальцы буквально примерзали к металлу: никакие рукавицы не спасали, потому что какие-то операции можно было делать только голыми руками.
Неизвестно, чем бы все это закончилось для Леонида Шварцмана, но тут судьба преподнесла ему подарок: 1 декабря на заводе, носившем имя Кирова, отмечали очередную годовщину его убийства. Понадобился большой портрет Кирова, его хотели повесить у главной проходной бывшего Челябинского тракторного завода, а в то время уже завода имени Кирова. Руководство завода, зная о том, что Шварцман имеет какой-никакой опыт работы художником, поручило это задание Шварцману. Портрет оказался удачным. С этого момента жизнь Леонида Шварцмана изменилась: его перевели на должность художника-оформителя в специально созданную мастерскую, где он и проработал до конца войны.
— После победы я узнал об открытии художественного факультета в Институте кинематографии — ВГИКе. Безо всякой особой надежды написал туда заявление, отправил из Челябинска по почте и неожиданно быстро получил приглашение на сдачу экзаменов. Ну и, когда я предъявил этот вызов, меня отпустили с завода. А ведь это было очень сложно — уволиться с завода. Паспортов на руках у нас не было — они все были в отделе кадров завода. Я поехал в Москву сдавать экзамены во ВГИК. По сути, у меня был только билет в одну сторону, как говорится, без права на ошибку. Однако же я хорошо сдал экзамен по изобразительному искусству, и меня приняли.
Этот курс 45-го года впоследствии считался легендарным: в тот год одновременно с Леонидом Шварцманом поступили будущие звезды отечественного кино: Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова, режиссер Виталий Мельников. Планировал связать свою судьбу с большим кино и Леонид Аронович, однако вновь вмешался его величество случай.
— Перед сдачей экзаменов во ВГИК в одной из учебных аудиторий нам, будущим студентам, показали диснеевский мультфильм «Бэмби». Он произвел на меня такое впечатление, что я, не колеблясь, выбрал отделение анимационного кино. Никогда потом об этом не жалел. Вообще, к слову сказать, работы студии Диснея были для нас в какой-то степени эталоном. Вот говорят, что писатели вышли из гоголевской «Шинели». А создатели мультфильмов выросли в штанишках Микки-Мауса! Многие наши ведущие и режиссеры, и художники были под большим влиянием студии Диснея. Он повлиял на творчество того же Хитрука, и Хржановского, и Норштейна, и Котеночкина с его «Ну, погоди!». Наш «Союзмультфильм», взяв от Диснея самое лучшее, затем все это творчески переосмыслил, и коллектив единомышленников — это же целое созвездие талантливых личностей — стал производить ленты мирового уровня, не побоюсь этого слова.
Как вспоминает Леонид Аронович, на «Союзмультфильм» он пришел еще студентом, в 1948 году, да так и проработал там больше полувека. Поначалу в должности ассистента. А вскоре его собственные работы как художника-постановщика («Аленький цветочек», «Золотая антилопа», «Снежная королева») были отмечены руководством студии, фильмы вышли на широкий экран в кинотеатрах.
— Так получилось, что все эти фильмы были созданы в нашем замечательном содружестве с режиссером Львом Константиновичем Атамановым, а также с моим другом, художником-постановщиком Александром Васильевичем Винокуровым. Мы трое и создавали, я считаю, наши лучшие ленты. Уже потом, когда я стал работать самостоятельно — и как режиссер, и как художник,— мне приходилось заниматься всем. А вот в этом содружестве я создавал персонажи, а Винокуров — всю живописную, колористическую среду наших мультфильмов.
Сказочный мир мультфильмов был бесконечно далек от мрачных реалий советской жизни. Незадолго до смерти Сталина началось «дело врачей», а вскоре по всей стране пошла кампания против безродных космополитов. Антисемитизм существовал не только на бытовом уровне, но и полуофициально.
— Нас это не затронуло просто каким-то чудом. Наверное, у тогдашней власти просто руки до мультипликаторов не дошли — были более серьезные объекты для репрессий и преследования. А на самом «Союзмультфильме» царил самый настоящий интернационал: русские, белорусы, евреи, армяне — кого там только не было! Ценили по способности, таланту и усердию, а не по происхождению и национальности.
— А с цензурой приходилось сталкиваться?
— Очень редко. Цензоры обращались с нами не так жестко, как с режиссерами, которые ставили большое кино. Как говорили эти партийные деятели, ответственные за идеологию: «Мультипликаторы — это взрослые чудаки в коротких штанишках». У нас ведь выпускались мультфильмы для детей и подростков на основе сказок с выдуманными персонажами. Ну, может, более пристальное внимание обращали на такие героические мультфильмы, как «Сказка о Мальчише-Кибальчише» по Гайдару. А так серьезной цензуры за редким исключением мы не ощущали. К исключениям относился, например, необычный фильм режиссера Андрея Хржановского, он назывался «Стеклянная гармоника». Это очень значимая для всей нашей культуры работа. Сюжет завязан на том, что игра на гармонике делала людей возвышенными и прекрасными, а когда власть убивала музыканта, то город превращался в жуткое сборище уродов до появления следующего музыканта. Эта аллегория дико не понравилась советской цензуре, и фильм долгие годы был запрещен к показу. Даже после внесенных поправок он все равно остался лежать на полке. Вот это тот самый редкий случай цензуры в мультипликации.
— А вас лично никогда ни о каких коррективах не просили? К примеру: у Чебурашки уж очень большие уши, давайте их поменьше сделаем.
— Нет! Хотя с ушами у Чебурашки с самого начала все было непросто. (Смеется.) Когда вышла первая книга «Крокодил Гена и его друзья» Успенского, то там Чебурашка был совсем другим. Если сравнить с персонажами в наших мультфильмах — две большие разницы. Мне, в общем-то, ближе доброта. И в жизни, и в искусстве.
— Но вот «папа» Чебурашки, Эдуард Успенский, написал столько замечательных добрых детских книжек, а в жизни имел, как говорят, весьма непростой характер. Как вы с ним общались?
— Когда мы снимали мультфильмы про Чебурашку, то с Успенским больше общался режиссер Роман Качанов. Мне лично довелось делать несколько фильмов с Григорием Остером, и вот с ним у меня сложились близкие творческие отношения. А Успенский появлялся на «Союзмультфильме» нечасто. Человеком он был очень сложным. Уже много лет спустя, когда началось судебное разбирательство относительно авторских прав на Чебурашку и его визуальный образ, и меня затянули во все эти дрязги. Честно говоря, было довольно неприятно наблюдать, как Успенский, что называется, «гребет все под себя». Во время работы над мультфильмами мне и в голову не приходило, что Чебурашка станет раскрученным брендом, а мне придется доказывать, что именно я его таким и придумал. Кстати говоря, одно время со мной заключали какие-то договоры некие фирмы, которые использовали образ Чебурашки на майках и кепках, но затем это все прекратилось. Еще был суд с каким-то зарубежным художником, который незаконно использовал образ ушастого зверя для тюбиков зубной пасты. И было вынесено решение, что Шварцман не сумел доказать авторство Чебурашки. Хоть много свидетелей и подтверждали мою работу.
Все успехи и достижения нашей анимации, ее признание внутри страны и за рубежом Леонид Аронович связывает прежде всего с тем, что студия «Союзмультфильм» существовала как большое производственное объединение советского образца. Здесь работало почти 500 человек (крупнейшая в Европе студия кино по меркам 70-х и 80-х годов!), выпускались десятки лент, были даже пятилетние планы и соцсоревнование. Но при этом студия все-таки чувствовала себя довольно автономно, если не сказать независимо, от руководящей роли КПСС.
Леонид Аронович признается: ему дико повезло, что, работая среди творческих личностей, удалось избежать зависти, склок и дрязг внутри самого коллектива студии «Союзмультфильм».
— Дух творческого соперничества был. Но подсиживания, недоброжелательных отношений, желания провала своего коллеги режиссера или художника — я такого не помню. Это был золотой период «Союзмультфильма». Я запомнил только добрые творческие отношения и огромный коллектив талантливых режиссеров, художников, мультипликаторов, прорисовщиков. Много было компаний, друзей. Дело в том, что мы очень много времени проводили на студии еще и потому, что жили очень стесненно, как правило, в коммуналках. И все наши лучшие часы — это не только работа на студии, но и проведение каких-то праздников, дней рождения, юбилеев. Чего уж говорить, мы любили собираться, иногда даже за рюмкой вина или водки, отмечали какие-то даты, дни рождения. И до сих пор мы, когда собираемся, то всегда вспоминаем нашу студию тех времен. Этот дом родной, как мы говорим, альма-матер, нашу ту, золотую киностудию. Она была уникальной.
Одна из главных слагаемых успеха мультфильма — это его звуковое оформление, делится профессиональными секретами Леонид Аронович. Не случайно озвучивать мультяшных персонажей всегда приглашали самых именитых актеров с узнаваемым тембром голоса. Так, например, на картине «38 попугаев», для которой Шварцман создал куклы мартышки, удава, попугая, слоненка и других персонажей, этих персонажей озвучивали Надежда Румянцева, Василий Ливанов, Михаил Козаков, Всеволод Ларионов и Борис Владимиров — каждая интонация сработала так точно, что мультфильм стал одним из самых любимых детьми. Не менее важна и роль музыкального сопровождения, говорит мастер.
— Для «Союзмультфильма» писали такие композиторы, как Френкель, Будашкин, Вайнберг, ну и, конечно, Шаинский. Так что у нас была своя обойма постоянных авторов. Шаинский много чего придумал. И «Карусели» — эти наши короткие мультфильмы. Он работал у нас довольно много и вообще был поклонником анимационного кино, с большим уважением относился к нам, мультипликаторам.
Там же, в съемочных павильонах «Союзмультфильма», Леонид Аронович обрел и свое личное счастье — познакомился со своей будущей женой Татьяной Владимировной. Вместе они уже 69 лет.
— Где-то около года мы встречались и потом уже поженились. Должен сказать, что у нас на студии таким образом, в такой благоприятной ситуации создалось довольно много супружеских пар. Наша студия — это был наш родной дом.
— А то, что вы с Татьяной Владимировной вместе работали, как-то сказывалось на семейных отношениях? Не уставали от постоянного общения друг с другом?
— Да, мы вместе довольно давно, что уж там лукавить. У нас были хорошие отношения и остались такие же. Наоборот, совместная работа в какой-то степени объединяла нас. Не только бытовые, но и творческие интересы. И мы хорошо понимаем друг друга. И, если я сейчас что-то нарисую и показываю Татьяне, она дает какие-то свои пожелания и высказывает замечания. Иногда я соглашаюсь с ней и вношу какие-то коррективы в свои работы. Сейчас я работаю, конечно, меньше, эпизодически. Но во всяком случае, у нас вот такое совместное обсуждение моих работ продолжается.
Во время одной из первых заграничных поездок Шварцман чуть ли не все свои командировочные деньги (суточные выдавались в местной валюте) потратил на покупку фломастеров. Кто-то из коллег покрутил у виска: мол, во времена дефицита из загранкомандировки можно было бы привезти и что-то посущественнее. А Шварцман радовался как ребенок: фломастеры оказались многоразовыми, их можно было заправлять чернилами, и потом они прослужили верой и правдой еще много лет.
— Ну и в заключение вопрос к человеку, отмечающему свой 100-летний юбилей. Поделитесь своим секретом долголетия — в чем заключается рецепт долгой и счастливой жизни?
— Ну я думаю, что это прежде всего мой характер. Я человек достаточно спокойный и уравновешенный — это, я считаю, главное. Еще я обладаю таким свойством: я стараюсь уйти от конфликтной ситуации, не пропускать это все через свои нервы и не переживать долго по этому поводу. Иногда бываю даже легкомысленным, не отношусь всерьез к той или иной проблеме, как бы отталкиваю ее от себя. Ну и потом, нужно сказать, я до сих пор по утрам стараюсь делать какую-то не сложную, но небольшую зарядку и дыхательную гимнастику. Всю жизнь я ездил на велосипеде. Когда был помоложе, то и на лыжах ходил, и на коньках бегал. И плаванием занимался довольно много: и в бассейны ходил, и когда ездили на море, всегда плавал. Так что такое легкое, несерьезное отношение со спортом у меня есть.
А что касается сотого моего дня рождения, то сейчас я понимаю: такое количество лет — это, конечно, необычно. А с другой стороны, довольно сложно жить — с возрастом все сложнее и сложнее становятся какие-то даже самые простые вещи. Когда меня спрашивают, в какое время мне жилось лучше всего, то я отвечаю пусть банально, но предельно честно: когда я был моложе, был более деятельным и жил полноценной жизнью.
Вот так получилось, что мне довелось пожить при разных руководителях государства: Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, Ельцин, Путин — каждый из них по-своему управлял страной. Но при любой власти далеко не только внешние обстоятельства определяет твою судьбу, вот что я понимаю теперь на склоне лет.
Прежде всего все зависит только от тебя самого: от твоей способности развить свой талант, от твоего трудолюбия, ну и, конечно, от того, кто находится рядом: близкие, родные и друзья, которые тебя окружают на протяжении твоей жизни.
Не мешать другим жить и не заниматься постоянным самоедством, вспоминая о своих ошибках и промахах,— вот что важно. Нужно чаще смотреть с веселой улыбкой в будущее и всегда верить в лучшее.
Самые курьезные киноляпы советских мультфильмов — Российская газета
Придирчивые кинозрители часто критикуют современные голливудские мультфильмы за то, что там слишком много ляпов и погрешностей. То в “Ледниковом периоде” персонажи возникают неизвестно откуда, то перед Шреком одна и та же дверь открывается то внутрь, то наружу, то Алладин носит почему-то китайскую, а не турецкую одежду. Но и в любимых всеми советских мультиках, созданных мэтрами отечественного анимационного кино, ляпов хватало. Причем, порой настолько нелепых, что мало кто мог бы объяснить природу их происхождения.
Сегодня “РГ” вспоминает о самых курьезных погрешностях в советских мультфильмах.
“Шапокляк”
В третьем фильме про приключения доброго Крокодила Гены и его друга Чебурашки встречается сразу несколько ляпов.
Самый забавный связан с тортиком, который друзья купили перед поездкой на курорт. После того, как коварная старуха Шапокляк выкрала у Гены с Чебурашкой билеты и их высадили из поезда в 200 километрах от Москвы, друзьям пришлось идти обратно в первопрестольную по шпалам. В какой-то момент Гена оставляет тортик, и уходит в лес собирать ягоды, чтобы подкрепиться. Тут-то торт и замечает Шапокляк. Разглядывая его в подзорную трубу, она произносит: “Тортик! Свеженький!”. При этом на коробке отчетливо можно рассмотреть дату: “1 апреля”. И все бы ничего, если бы перед этим Гена с назидательным видом не внушал Чебурашке: “Осенью на шпалах никогда не бывает ни луж, ни грязи”.
Видимо, из-за того, что мультипликаторы не определились, в каком времени года существуют их персонажи, в лесу, в который забредают Гена с Чебурашкой, растут и земляника, и белые грибы. В природе же, как правило, земляника поспевает уже в конце мая – в июне, а черед грибам наступает, по крайней мере, на месяц позже.
Внимательный зритель также заметит, что на поезде №8, в который садятся главные герои, написано “Москва-Ялта”, в то время, как на самом деле на южный берег Крыма из Москвы поезда никогда не ходили. Железнодорожное сообщение с Крымом осуществлялось по маршруту Москва-Симферополь. А через Керченский пролив ходили железнодорожные паромы.
Еще одна “нестыковочка” в мультфильмах по произведениям Эдуарда Успенского связана с навыками Чебурашки. В самой первой серии, где Чебурашка только появляется в городе, он легко справляется с чтением объявлений и коротких записок от Шапокляк. А в серии “Чебурашка идет в школу” ушастый малыш не встретил своего друга Гену в аэропорту, так как не смог прочитать присланную крокодилом телеграмму. Кстати, в этой серии Чебурашка ждет Гену в обычной городской квартире дома-пятиэтажки, а в предыдущих он жил в маленьких домиках. Впрочем, возможно, от серии к серии жилищные условия уважаемого крокодила улучшались.
“Простоквашино”
Над знаменитыми мультиками работала целая бригада художников-постановщиков. По желанию режиссера Левон Хачатрян создал образы почтальона Печкина, папы и мамы дяди Федора и самого дяди Федора. Николай Ерыкалов нарисовал кота Матроскина, пса Шарика, корову Мурку и ее теленка Гаврюшу.
Говорят, что мама дяди Федора очень похожа на супругу Левона Хачатряна Ларису Мясникову : невысокую женщину с аккуратной короткой стрижкой и в очках. Причем, у Хачатряна очки были круглыми, но режиссер Попов сделал свои правки, и они стали квадратными. А вот кто из серии в серию работал над самой пикантной частью главной героини – история умалчивает.
Так, в серии “Трое из Простоквашино” мы видим маму Дяди Федора с аккуратной вздернутой грудью.
В “Каникулах в Простоквашино” мама появляется уже с грудью довольно соблазнительной округлой формы.
А в “Зиме в Простоквашино” симпатичная героиня почему-то уже “потеряла” свои соблазнительные формы. Теперь ее грудь больше напоминает грудь девушки-подростка.
Непонятно также, как в этой серии Дядя Федор с отцом умудрились затащить в городскую квартиру купленный по случаю старенький “Запорожец”, который они пытаются прямо на ковре перед диваном починить. “От вашего бензина у меня все цветы завяли”, – сетует мама. А папа, как помним , намекает, что это не от бензина, а от того, что не очень в семье дружелюбная атмосфера, улучшить которую может появление на свет братика или сестренки Дяди Федора.
Кстати, образ самого Дяди Федора также меняется от серии к серии. Если в “Трое из Простоквашино” зрители видят рыжего мальчика с носом картошкой, широко расставленными глазами и оттопыренными ушами, то в “Каникулах в Простоквашино” это уже совсем другой ребенок. Он по-прежнему рыженький, только волосы у него отросли, исчезли оттопыренные уши, лицо стало более утонченным, а нос – вздернутым.
Существует версия, что режиссеру и художникам так и не удалось прийти к согласию, как должен выглядеть главный герой. Поэтому во всех сериях он такой разный.
“Бременские музыканты”
Забавные метаморфозы происходят и с главными персонажами другого нашего любимого мультика о приключениях бродячих музыкантов из Бремена. В первой части – “Бременские музыканты”, которая, кстати, намного сильнее второй , Трубадур – простой деревенский парень с носом-картошкой, светлыми волосами и голубыми глазами.
В продолжении же – “По следам Бременских музыкантов” – Трубадур чудесным образом преображается в настоящего принца – с волевым подбородком, благородными чертами лица, модной стрижкой.
Этому преображению, правда, есть некоторое официальное объяснение. Трубадур у художника-постановщика обеих частей Макса Жеребчевского вообще изначально выглядел скоморохом в разноцветном колпаке. И только после вмешательства режиссера первой части Инессы Ковалевской он приобрел черты юноши конца 60-х годов прошлого века. Но для того, чтобы у зрителей не возникало никаких ассоциаций с гремевшими тогда по всему миру “битлами”, художнику пришлось максимально упростить внешность главного героя. Во второй же части, которая вообще не планировалась сниматься (и даже под напором властей режиссер Ковалевская отказалась от съемок, и ее место занял лучший Шерлок Холмс всех времен и народов Василий Ливанов), Трубадур повзрослел, и его чертам придали мужественности. На самом же деле, получился просто другой персонаж.
Впрочем, друзья-животные Трубадура тоже заметно изменились ко второй серии. Грустный Пес во второй части стал еще более грустным. У него исчезли усы, опустились и потемнели уши. У Петуха изменилась форма хвоста и исчезло яркое оперение на нем. А вот Кот, наоборот, во второй части стал более жизнерадостным. Если в первой части Кот сверкает серьезными голубыми глазами, то во второй – лукаво подмигивает всем зелеными.
“Винни-Пух”
Замечательный советский мультсериал о приключениях медвежонка Винни и его друга Пятачка уж очень серьезными ляпами не грешит. Придирчивый зритель, конечно, может найти несоответствия в меняющихся одна за одной картинках. Например, когда на одной лето, а на следующей за ней уже осень. Или когда Пятачок стоит перед большим деревом, а на следующем кадре, когда показывается вид сверху, этого дерева уже нет. Но стоит вспомнить, что мультфильм создавался на основе детских рисунков, поэтому такие погрешности вполне допустимы.
Самым же большим курьезом мультика можно лишь считать кадр из третьей серии, когда Винни-Пух с Пятачком приходит в свой собственный дом, чтобы найти подарок для грустного ослика Иа.
На столе в доме Винни мы видим графин и банки с открытыми консервами. Скорее всего, мультипликаторы перенесли в детскую сказку свой собственный творческий беспорядок, срисовав рабочий стол, а забавному медвежонку пришлось в нем существовать.
Писатель Эдуард Успенский: “Старуха Шапокляк списана с моей первой жены” | Статьи
В субботу исполняется 70 лет детскому писателю Эдуарду Успенскому. О приоритете отечественных литературных героев перед западными и о возможности политической сатиры в детских книжках с “папой” Чебурашки и крокодила Гены, Дяди Федора и кота Матроскина накануне юбилея разговаривала обозреватель “Известий” Наталья Кочеткова.
вопрос: На вашем сайте я обнаружила следующий текст: “Помимо литературной жизни литературных героев есть вторая, не менее важная, деловая жизнь. Жизнь в виде брендов. Мне кажется более правильным, когда русские товары с русскими брендами вступают на наш и мировой рынок, чем товары с импортными персонажами. Итак, если вы поддерживаете меня, то целая армия замечательных персонажей выступит вперед — в виде товаров — к детям”. ..
о: Я никогда не зачеркивал ни один персонаж: есть Микки-Маус, есть Чебурашка. Просто надо отдавать приоритет нашим ребятам. Вот вы заходите в магазин, где продают валенки. Одни называются “Микки-Маус”, другие — “Чебурашка”. Покупайте “Чебурашку” — и все. Вообще-то товары покупают из-за качества, но если качество одинаковое, то приоритет отдается родным товарам.
в: Вы на сегодняшний день и так, наверное, самый популярный и любимый детский писатель. Зачем вам призывать к такой поддержке отечественного производителя?
о: Значит, так: я хочу заработать много-много-много денег. Когда я их получу, я создам свою собственную телевизионную или мультипликационную студию. И сниму там такое количество замечательнейших фильмов, что, когда ваши пятеро детей появятся на свет, они будут меня благодарить. Во-первых, сейчас уже начали снимать очередную серию “Простоквашина”, потом у меня есть потрясающий герой, которого зовут Жаб Жабыч Сковородкин, и я с удовольствием сделал бы фильм с этим героем. Лет десять же уже ничего не снимали — законсервировано все.
в: Обычно писатели очень ревностно относятся к экранизациям своих книг, а вы, напротив, хотите этого…
о: Я люблю экранизации тогда, когда могу вмешиваться и принимать участие в процессе. Бывают режиссеры, которые идут тебе навстречу, а бывают режиссеры, которым хоть кол на голове теши — они все сделают по-своему. В том случае, когда режиссер гибкий и понимающий, я готов работать. А когда болван — что ни говори, как ни исправляй — он все равно запрограммирован на твердую “тройку”, и на “пять” ты его не вытянешь никогда.
Я всегда вмешиваюсь в съемочный процесс. В историю с Чебурашкой я вмешивался, поскольку Роман Кочанов был моим соавтором — мы с ним вместе писали сценарий. В сценарии написано, что Чебурашка — “ночной зверек типа лемура”, то есть у него должны быть большие глаза и большие уши. Кочанов классный художник. Когда мы нашли образ, я больше не вмешивался. С Дядей Федором — то же самое. Меня удивило, что режиссер Володя Попов до запятой пытался передать настроение, ситуацию. Наверное, он больше всех остальных пытался настроиться на мой текст. Он говорит: “Я настолько полюбил текст, что попытался сам придумать реплику”. Ему принадлежит фраза про “неправильный бутерброд”. А до него режиссер Клепацкий снял кукольного Дядю Федора — и это был ужас…
в: Есть знаменитая история про маленькую девочку в большой шубе, которая послужила прототипом Чебурашки. А как появились остальные персонажи?
о: Прототипом кота Матроскина стал Анатолий Тараскин — это был мой приятель, он работал в киножурнале “Фитиль”. Я ему позвонил и сказал: “Толя, я пишу кота, он хозяйственный, умный, работящий — я пишу его с тебя. Я ему дал твою фамилию — это будет кот Тараскин”. Он говорит: “Ты с ума сошел! Ты хочешь меня на всю Москву высмеять?”. Пришлось поменять на “Матроскин”. А потом Толя мне сказал: “Какой же я был дурак, надо было фамилией поделиться”.
в: А старуха Шапокляк?
о: У меня была первая жена, с которой я прожил 18 лет. Довольно вредная гражданка. И это списано с нее.
в: Она об этом знает?
о: Нет.
в: Не боитесь мне об этом рассказывать?
о: А я с ней последние 25 лет не вижусь.
в: Сейчас принято говорить, что у нас кризис детской литературы. Вы, тоже так думаете?
о: Если говорить о детской литературе в лице отдельных детских писателей, то она есть. Если говорить о мощном движении страны по воспитанию нового поколения, этого движения – ноль.
в: Вы думаете, оно нужно?
о: Вы хотите иметь дебилов за рулем нашей страны? А чтобы их не было, нужно воспитывать новое поколение.
в: Вы хотите сказать, что советская детская литература успешно справилась с воспитанием НЕдебилов?
о: Что было возможно на тот момент, делалось. Правда, печатали в основном своих, и с этим было очень сложно бороться. Но советская детская литература все-таки что-то делала. Были детские журналы, детские радио- и телепередачи. А сегодня детские телеканалы показывают то американский говнизм, то советский детский фильм — нет целостности мышления, нет педагогики.
в: Вы на стороне тех, кто запретил бы российским детям читать “Гарри Поттера”?
о: Никогда в жизни! “Гарри Поттер” — замечательная книга, она достойна всякой рекламы, потому что многие дети вообще начали читать благодаря Гарри Поттеру. Я очень уважаю эту книжку.
Сценарий выпускного праздника «Проделки Шапокляк»
Цель праздника “Проделки Шапокляк” – создание эмоционально положительной, торжественной атмосферы праздника.
Цель: создание эмоционально положительной, торжественной атмосферы праздника.
Задачи: создать для детей условия для самовыражения и реализации желания проявить себя, осознать свои возможности, потребности, способности; организовать творческое взаимодействие общения детей в ходе игры; воспитать культуру поведения в обществе; способствовать взаимодействию с родителями.
Формы организации деятельности детей: культурно-досуговое мероприятие.
Действующие лица: Ведущий, Шапокляк, Лучик, Ахшарумка
Реквизит: мягкие игрушки и воздушные шары (гелий) по количеству детей.
Краткое содержание:
- Приветствие ведущего
- Выход детей и педагогов на сцену
- Приветственное слово директора Центра
- Приветственное слово педагогов
- Появляется Шапокляк
- Появляются Ахшарумка и Лучик
- Загадки о школьных принадлежностях
- Игра «Собери портфель»
- Песня «Счастье»
- Эстафета «Донеси листок бугами»
- Конкурс «Самые находчивые»
- Вальс
- Напутственные слова педагогов
- Вручение дипломов
- Общее фото
Ход мероприятия
Дети с педагогами стоят за кулисами. В руках у каждого ребёнка мягкая игрушка, к игрушке привязан воздушный шарик.
Ведущий: Дорогие гости! Сегодня всех нас ждет необычное и волнующее торжество! Наши дети прощаются с Школой раннего развития «Лучик» и готовятся к новому жизненному этапу – поступлению в школу. Так хочется, чтобы этот день запомнился надолго и ребятам и взрослым. Каждый год наш Центр дополнительного образования №1 выпускает в школу не простых дошколят, а самых настоящих талантливых и замечательных звезд.
Ну что ж, друзья, настал тот час, которого все ждали!
Мы собрались в последний раз в уютном светлом зале.
Сюда проститься с детским Центром спешат ребятки все с утра,
Мы их улыбками встречаем, аплодисментами. «Ура!»
Вслед за педагогами дети выходят на сцену и образуют большой круг.
В руках у детей любимая игрушка и шарик наполненный гелием.
|
|
Дети сажают игрушки у кулис и садятся на свои места.
Ведущий: На сцену приглашается директор Центра дополнительного образования №1 Верещагин Олег Владимирович!
Верещагин О.В.: …
Цветкова Н.В.:
У нас сегодня праздник,
Радостный, веселый,
До свиданья, скажем Центру!
Здравствуй, скажем школе!
Грищенко Т.В.:
Улетите вы сегодня
Словно птицы из гнезда
Жаль, приходится прощаться
С нашим Центром навсегда!
Костина И.Ю.:
Но пришла пора учиться
Скоро прозвенит звонок
И веселой звонкой песней
Позовет нас на урок!!!
Ведущий: Замечательные слова! Спасибо вам, наши милые педагоги. Самое время дать последний звонок в Школе раннего развития «Лучик». А где звонок?
Педагоги переглядываются.
Все вместе: У нас его нет!
Появляется Шапокляк.
Ведущий: Здравствуйте, Шапокляк! Вы к нам на праздник?
Шапокляк: Да, да, да! Так спешила, к вам на праздник, что даже накрасить губы не успела, где же моя помада! Достаёт из сумочки предметы
Вот любимая рогатка – чтобы птичек пострелять.
Это – шумный пистолетик, чтобы деток напугать.
Эту ржавенькую кнопку я на стульчик ведущему подложу.
Этот милый колокольчик… (прячет за спину)
Ведущий: Это же наш колокольчик!
Шапокляк: Нет! Теперь не ваш, а мой. Что ко мне попало, то моим стало!
Ведущий: Зачем ты его украла, Шапокляк?
Шапокляк: Чтобы дети не росли и в школу никогда не пошли!
Ведущий: Вот так дела! Кого же нам позвать на помощь? Ребята, давайте позовём на выручку Ахшарумку – символ нашего Центра и Лучика – символ Школы раннего развития. Они ребята смелый и умные, сразу разберутся с этой врединой!
Шапокляк: Зовите, кого хотите, а колокольчика вам не видать, как своих ушей!
Ведущий: Ребята давайте дружно и громко позовём наших друзей!
Дети: Ахшарумка! Лучик!
На сцену выходят Ахшарумка и Лучик.
Шапокляк: Явились, не запылились!
Ахшарумка: Здравствуйте, друзья!
Лучик: Почему вы так громко кричите?
Ведущий: Здравствуй, Ахшарумка! Здравствуй, Лучик! У нас сегодня выпускной бал. Мы хотели дать последний звонок, а Шапокляк его похитила!
Ахшарумка: Шапокляк, так нельзя себя вести!
Лучик: Зачем тебе колокольчик?
Шапокляк: А я может тоже в школу хочу пойти учиться!
Ахшарумка: Ты?! Разве ты прошла подготовку в Школе раннего развития «Лучик»?
Шапокляк: Я и без подготовки всё знаю и умею!
Лучик: А ты знаешь, что такое школьные принадлежность?
Шапокляк: Конечно знаю!
Ведущий: А это мы сейчас проверим! Ахшаручка, Лучик, загадайте Шапокляк загадки про школьные принадлежности!
Ахшарумка:
Если ты его отточишь –
Нарисуешь все, что хочешь:
Солнце, горы, море, пляж. ..
Что же это? (Карандаш.)
Шапокляк: Это рогатка!
Ведущий и дети: Нет, это карандаш!
Лучик:
Чтобы буквы написать –
Приготовим мы … (Тетрадь.)
Шапокляк: Это книга!
Ведущий и дети: Нет, это тетрадь!
Ахшарумка:
Совсем не белоручка
Ученическая… (Ручка.)
Шапокляк: Сумочка!
Ведущий и дети: Нет, это ручка!
Лучик:
Чтобы были умными
Взрослые, мальчишки –
Читайте больше
Хорошие … (Книжки.)
Шапокляк: Шишки!
Ведущий и дети: Нет, это Книжки!
Ахшарумка: Тяжело тебе будет с такими знаниями в школе, Шапокляк!
Шапокляк: Ничего, справлюсь!
Лучик: А портфель ты собирать умеешь?
Шапокляк: Конечно! А что такое портфель?
Ведущий: Ребята, что такое портфель?
Дети: Портфель – это ученическая сумка.
Шапокляк: Сумку я умею собирать!
Ведущий: Да, уж мы сегодня видели, что лежит в твоей сумочки. Вот лучше посмотри, как наши детки собираются на учёбу.
Игра «Собери портфель».
Шапокляк: Ну, молодцы! Здорово портфель собрали!
Лучик: Раз ребята тебе понравились, может быть отдашь им колокольчик?
Шапокляк: Вот ещё! Подумаешь, в собиру школяетесь. Это у меня заплетык языкается! А теперь вот чеса заголовалась!
Ахшарумка: Что ты сказала, шапокляк?
Ведущий: Ребята, вы поняли о чем говорила Шапокляк?
Дети: Нет!
Шапокляк: Можно подумать вы никогда не путаете звуки!
Лучик: Наши дети говорят чётко, правильно, красиво поют.
Шапокляк: Так я вам и поверила!
Ведущий: Послушай сама, как красиво они поют!
Дети исполняют песню «Счастье».
| |
|
|
Дети присаживаются на свои места.
Шапокляк: Замечательно спели детки! Даже не могу остановиться, так бы и аплодировала и аплодировала, до самого вечера.
Ведущий: Ты нам зубы не заговаривай, Шапокляк, а колокольчик возвращай!
Ахшарумка: Да, да, да!
Шапокляк: Не отдам!
Лучик: Тогда нам придётся силой забрать колокольчик!
Шапокляк: Насмешили! У меня вон сколько силы! Так что я вас быстро всех победю! Побежу! Побеждю!
Ведущий: Да, правильно в народе говорят, сила есть, уме не надо!
Шапокляк: Нечего обзываться, давайте уже драться!
Лучик: Мы не будем драться, а будем соревноваться! А ребята нам в этом помогут. Правда, ребята?
Эстафета “Донеси листок бумаги”.
Нужно заготовить 2 листа бумаги (можно из тетради). Игроки делятся на 4 команды, которые строятся параллельно одна к другой и друг напротив друга. Первому игроку каждой команды кладут на ладонь по листку. Во время игры лист должен лежать на ладони сам по себе – его ни как нельзя придерживать. Первые игроки с каждой команды бегут к первому игроку стоящей напротив команды. Если листик вдруг упадёт на землю, его нужно поднять, положить на ладонь и продолжить свой путь. Добежав до команды, игрок должен быстро переложить листик на правую ладонь товарища, который сразу бежит вперёд. Тем временем первый садится на свой стульчик. Так продолжается до тех пор, пока все дети не поиграют.
Шапокляк: Ух устала! Загоняли! Сил совсем не осталось!
Ахшарумка: Сильные наши детки?
Лучик: Ловкие?
Шапокляк: Это да!
Ведущий: И умные! Потому что они много лет занимались в школе раннего развития «Лучик» у наших талантливых педагогов.
Шапокляк: Правда? Докажите!
Конкурс «Самые находчивые»
Ахшарумка: В каком месяце дети идут в школу? (в сентябре)
Лучик: Третий день недели? (среда)
Ахшарумка: Перерыв между уроками? (перемена)
Лучик: что больше 10 или 15? (15)
Ахшарумка: школьная сумка? (портфель)
Лучик: сколько времён года? (4)
Ахшарумка: тетрадь для записи домашнего задания? (дневник)
Лучик: домик для птиц, сделанный своими руками? (скворечник)
Ахшарумка: геометрическая фигура без углов? (круг)
Лучик: знак сложения? (плюс)
Шапокляк: Всё! Верю! Умные! Но, не грациозные! Танцевать они не умеют!
Ведущий: Шапокляк, ты не права! Наши дети разучили замечательный танец – вальс! Выходите ребята на сцену!
Вальс.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
Дети присаживаются на свои места.
Шапокляк: Всё, не могу больше! Не могу я держать у себя колокольчик! Вручаю его вашим педагогам, ребята! Вы молодцы! Протягивает руку с колокольчиком к педагогам, что после танца вышли на сцену, одёргивает руку. Только с одним условием! Возьмите меня в Школу раннего развития «Лучик»! Я хочу быть такой же умненькой и разумненькой!
Педагоги: Конечно приходи! Мы рады тебе помочь, Шапокляк!
Ведущий: Только приходи в сентябре, Шапокляк, так как учебный год уже закончился. Сегодня у нас выпускной бал!
Шапокляк отдаёт колокольчик педагогам. Они дают последний звонок!
Дети: Прозвенел у нас звонок, значит кончился учебный год!
Ведущий: Уважаемые педагоги, самое время дать доброе напутствие нашим будущим школьникам.
Цветкова Н.В.:
Желаем быть послушными, добрыми, милыми,
Быть отзывчивыми и справедливыми.
Грищенко Т.В.:
Желаем в школе вам успехов
И произносим: «В добрый час!»
Костина И.Ю.:
Пусть в сентябре звонком веселым
Радушно встретит школа вас!
Ведущий: На сцену, для вручения дипломов приглашается директор Центра дополнительного образования №1 Верещагин Олег Владимирович!
Вручение дипломов.
Эдуарду Успенскому 80 лет: Шапокляк — идеально сублимированное зло
Эдуард Николаевич Успенский почти за полвека творчества придумал множество персонажей, которые теперь уже никогда не забудутся в народе. Константин Мильчин рассуждает о причинах успеха советского сказочника.
80 лет назад родился Эдуард Успенский, человек очень гениальный и очень вредный.
В условном соревновании на звание главного детского писателя России второй половины ХХ века у Успенского просто нет конкурентов. Нельзя жить в нашей стране и не знать придуманных им героев. Как раз по персонажам и идет зачет. Книги прочитываются и забываются, сюжеты тонут во времени, фразы и шутки, которые казались гениальными, растворяются. А вот герои остаются на века.
Два цикла Успенского оказались настоящими инкубаторами таких вечных персонажей. Это, конечно, Крокодил Гена с Чебурашкой и Старухой Шапокляк, а также целая банда простоквашинских героев: дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик, почтальон Печкин, да и сами папа с мамой дяди Федора.
Это, кстати, не все герои Успенского — есть еще некогда относительно популярные, но сейчас отошедшие на второй план Жаб Жабыч, девочка Вера с обезьянкой Анфисой, гарантийные человечки из одноименной книги, которые превратились в “Фиксиков”, школьник Митя из повести “Вниз по волшебной реке”, гениальная третьеклассница Маша Филипенко, разнообразные пионеры, юные милиционеры, Красная Рука и еще много кто. Но им всем далеко до Чебурашки и Простоквашина.
Несколько особняком стоит Печкин, он как раз не перевертыш, а вполне узнаваемый персонаж. Он — хтонь, некая местная противоборствующая сила. Он — неприятный сосед, он — бюрократ, он — та форма власти, от которой нет помощи, а только проблемы
Можно долго разбирать причины популярности героев Успенского. Что Чебурашка — это такое бесконечно доброе, милое, ранимое и совершенное неприспособленное к жизни существо. А Крокодил Гена — для кого-то идеальный отец и старший брат — сильный, умный, отзывчивый, бывший десантник, на все руки мастер. И еще у него работа мечты — в зоопарке крокодилом.
То есть любой юный и не очень читатель мог вспомнить про свои детские мечты и поставить себя на место Чебурашки. Популярность персонажа за пределами России (в Японии о нем выпустили новый сериал) лишь подтверждает, насколько Успенский попал в точку. Отдельно, конечно, стоит отметить Шапокляк. Это прямо идеально сублимированное зло, бессмысленное и обаятельное одновременно.
Можно подобным же образом проанализировать цикл о Простоквашине. Там все перевернуто с ног на голову: избыточно взрослый мальчик, несколько инфантильные родители. Или, например, Матроскин. Коту по природе его положено все ломать, крушить и воровать еду. Кроме распугивания мышей, единственная от него польза заключается в том, что он просто есть и довольно милый.
Нельзя жить в нашей стране и не знать придуманных им героев. Как раз по персонажам и идет зачет. Книги прочитываются и забываются, сюжеты тонут во времени, фразы и шутки, которые казались гениальными, растворяются. А вот герои остаются на века
А у Успенского кот Матроскин, наоборот, хозяйственный, бережливый, обеспечивает дом молокопродуктами. Он — единственный серьезный персонаж во всем цикле, на кого можно положиться. И наоборот, в жизни псы полезны, а в книге Успенского толку от Шарика никакого. Его функция в основном в том, что он делает глупости, которые остальные герои должны исправлять.
Несколько особняком стоит Печкин, он как раз не перевертыш, а вполне узнаваемый персонаж. Он — хтонь, некая местная противоборствующая сила. Он — неприятный сосед, он — бюрократ, он — та форма власти, от которой нет помощи, а только проблемы. И в то же время Печкин — это надежда на то, что с хтонью можно договориться, потому что от главы к главе он добреет.
Как и положено настоящему гению, Эдуард Успенский — человек крайне разноплановый. Он не только автор сказок, но еще сценариев и пьес, инициатор создания теле- и радиопередач. Для тех, чье детство пришлось на восьмидесятые, Успенский — это вообще главный сказочник Советского Союза, чьих новых текстов ждали с таким же нетерпением, как, скажем, нового эпизода “Ну, погоди!”
На эту тему
Но вот незадача — все лучшие тексты Успенского написаны до 1991 года. Потом с ним что-то случилось. Появлялись новые сказки, например, о бизнесе крокодила Гены или о дяде Федоре в эпоху интернета. Но это было уже явно не то.
Успенский пытался объяснить устройство новой эпохи. Некоторые его тексты были даже похожи на экономические трактаты. Но не работало: простоквашинцы и Чебурашка с Геной были детьми внеденежных времен, где грузовики с кирпичами не покупались, а доставались у начальства, трактора ездили на супе, а мальчик мог написать письмо ученым, и они ему присылали искусственное солнце.
Подросшие дети все больше встречали фамилию Успенского не на обложках книг, а в газетных публикациях, где рассказывали про то, что сказочник судится за свои права на персонажей и их изображения из мультфильмов.
Но мы же помним только хорошее.
Безопасность дорожного движения, ГБОУ Школа № 1357, Москва
К дошколятам пожаловал Дядя Степа-Милиционер – главный герой стихотворения С. Михалкова. Гость пригласил ребят отправиться на прогулку по улицам и проспектам родного города. Следуя заданному маршруту, дети приняли участие в викторине ”Внимательный пешеход” и играх: ”Светофор”, ”Я – водитель”, ”В добрый путь”, ”Красный – жёлтый – зелёный”.
Во время путешествия дошколята пополнили свои знания о ПДД и получили много положительных эмоций.
подробнее
обновлено:
21.04.2021
Ребята знакомились со светофором и его назначением, с правилами перехода автомобильной дороги с помощью светофора и с правилами поведения на дороге. Закрепляли умение рисовать предметы круглой формы слитным неотрывным движением кисти.
#школа1357 #дошкольнокобразование #ПДД
подробнее
обновлено:
26.02.2021
24.02.2021 в 5 А классе проводился социальный час на тему «Правила безопасности на каникулах», ребята посмотрели видео-ролик, узнали, где и как можно кататься на коньках, и вспомнили ПДД.
#школа1357 #ПДД #социальныйчас
подробнее
обновлено:
25. 02.2021
К дошколятам на служебном автомобиле прибыл Дядя Степа, который вспомнил с ребятами правила дорожного движения и значение цветов светофора.
Гость предложил детям принять участие в играх и эстафетах: «Кто быстрее?», «Красный-желтый-зеленый», «Автомобиль», «Светофор».
Закончился праздник задорной песней «Вместе весело шагать».
подробнее
обновлено:
17. 11.2020
В гости к ребятам пришел инспектор ГИБДД Пал Палыч, который решил проверить дошколят, как они знают Правила Дорожного Движения.
Для экзаменовки Пал Палыч предложил принять участие в соревнованиях и эстафетах разного уровня сложности: «Собери светофор», «Машины и автобусы», «Зажигаем светофор», «Дорожные знаки», «Переходы», «Три цвета светофора».
Закончились праздники веселой песней В.Шаинского «Улыбка».
подробнее
обновлено:
13. 11.2020
Вместе с лучшим другом Светофорчиком ребята закрепили знания о правилах дорожного движения, а также вспомнили значения сигналов светофора и приняли участие в подвижных играх: «Автоинспектор и водители», «Где мы были, мы не скажем, на чем ехали — покажем», «Сигналы светофора», «Внимание, пешеход». Дети с удовольствием приняли участие в этом веселом, активном и познавательном мероприятии!
подробнее
обновлено:
09. 11.2020
Ребята повторяли правила безопасного поведения на улице и в общественном транспорте, внимательно рассматривали иллюстрации и отгадывали загадки. Увлеченно играли в игры «Ситуация на дороге», «Шофер и пассажиры». Всем было очень весело и интересно!
подробнее
обновлено:
25. 10.2020
Основной целью проведения мероприятия является: формирование представлений детей о правилах дорожного движения и дорожных знаках.
Разработана и проведена интегрированная образовательная деятельность в группе: НОД по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Азбука пешехода». С детьми беседовали о безопасном поведении на дороге. Отгадывали загадки. Рассматривали иллюстрации с изображением дорожной ситуации. Проводились игровые ситуации «Это я, это я, это все мои друзья» и «Поможем инспектору дорожного движения». Игра «Собери дорожный знак». Прослушивали песню «Светофор».
подробнее
обновлено:
09. 10.2020
В беседе мы рассмотрели правила поведения при пересечении дороги, железнодорожных путей, играх во дворах и другое.
#школа1357 #ПДД
подробнее
обновлено:
10.09.2020
Дети с удовольствием отгадывали загадки, выполняли сложные задания и играли в настольные игры. Продолжение прошло на улице.
подробнее
обновлено:
10.09.2020
Была проведена беседа на тему: “Безопасный путь в детский сад”. С ребятами вспомнили правила дорожного движения, какие знаки помогают водителям и пешеходам правильно ориентироваться на дорогах города. Поиграли в игру «Ответь правильно». Рисовали дорожные знаки, на улице устроили гонки на “мотоциклах”. Дети получили заряд бодрости на целый день!
#школа1357
подробнее
обновлено:
30.07.2020
Дети с удовольствие участвовали в занятиях «Азбука безопасности на дорогах», делали физкультминутку «Дорожный знак», пальчиковую гимнастику «Мы – шофёры», знакомились с видеоматериалами «Правила дорожного движения», презентацией «Важные машины». Ребята нарисовали разные машины и обещали соблюдать правила дорожного движения.
#школа1357 #самоизоляция #оставайсядома #неунываемдома #дистанционноеобразование #обучениебезперемещения #stayhome
подробнее
обновлено:
21.04.2020
Дети закрепили знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках в игровой форме; пополнили знания о правилах поведения на улице в игровой форме; закрепили умение применять полученные знания в играх и повседневной жизни.
подробнее
обновлено:
21.02.2020
Через леса, через поля на волшебном самокате приехал зайка Степашка, который попросил ребят познакомить его с ПДД («Зебра», сигналы светофора).
Дошколята пригласили гостя принять участие в дидактических играх: «Красный, желтый, зеленый», «Пешеходный переход», «Воробушки и автомобиль».
Закончился праздник веселой игрой «Я- водитель».
подробнее
обновлено:
20.02.2020
К малышам пожаловал Инспектр ДПС, еоторый рассказал дошколятам о правилах поведения пешеходов.
Важный гость предложил ребятам принять участие в викторине «Внимательный пешеход» и играх «Светофор», «Я-водитель», «В добрый путь», «Красный, желтый, зеленый».
Закончился праздник веселой песней «Мы едем, едем, едем».
подробнее
обновлено:
02.02.2020
Дети всех возрастных групп закрепляли ПДД в играх и эстафетах. Ребята младших групп путешествовали по лесу и изображали животных, которые живут в лесу, готовились к новому году и украшали елку. Досуг прошёл ярко и познавательно.
подробнее
обновлено:
20.12.2019
Команды знатоков вспомнили и повторили разрешающие и запрещающие знаки. Загадывали и отгадывали загадки, читали стихи, внимательно и с интересом слушали друг друга. Увлеченно играли в подвижные игры “Шофер и пешеходы”, “Ситуация на дороге”. Всем было очень весело и интересно!
подробнее
обновлено:
03.12.2019
К дошколятам на служебном автомобиле прибыл Дядя Степа, который вспомнил с ребятами правила дорожного движения и значение цветов светофора. Гость предложил детям принять участие в играх и эстафетах: «Кто быстрее?», «Красный-желтый-зелены», «Автомобили», «Светофор».
Закончился праздник задорной песней «Вместе весело шагать».
подробнее
обновлено:
03.12.2019
К дошколятам из Солнечного города на веселом автомобиле приехали Незнайка и Знайка. Гости предложили малышам принять участие в играх и эстафетах: «Светофор», «Малыши и взрослые», «Воробышки и автомобили», «Автодром», «Кенгуру спешит домой».
Закончился праздник песней «Вместе весело шагать».
подробнее
обновлено:
19.11.2019
Изучив дорожные знаки, юные водители отправились в путешествие на автомобилях. По дороге ребята посетили автозаправочную станцию, определились с местом стоянки, смело объехали зону дорожных работ, увидели настоящий железнодорожный переезд и посетили автомойку. Дети вспомнили значения световых сигналов светофора и поиграли в подвижные игры: “Машины и пешеходы”, “Цветные автомобили”. Досуг прошел очень весело и познавательно!
подробнее
обновлено:
10.11.2019
Ребята путешествовали разными видами транспорта, разбирали ситуации на дороге. С увлечением играли в игру “Назови дорожный знак”, “Светофор”. Соревновались в знании правил дорожного движения. Детям было интересно самим побывать в роли водителя и инспектора ДПС. Развлечение прошло занимательно и весело.
подробнее
обновлено:
14.10.2019
14 июня 2019г в зданипях № 12 и 13 прошло мероприятие, направленное на профилактику дорожно-транспортного травматизма. Основной целью проведения мероприятия является: формирование представлений детей о правилах дорожного движения и дорожных знаках. Ребята закрепляли знания о сигналах светофора, разрешающих и запрещающих знаках. У детей повысилась культура поведения на улице и выработалась потребность в соблюдении правил дорожного движения.
подробнее
обновлено:
17.06.2019
В гости к ребятам пришел Светофорчик и напомнил о необходимости соблюдать правила дорожного движения. Дети познакомились с некоторыми дорожными знаками, вспомнили сигналы светофора, рассказали, где можно переходить дорогу, и приняли активное участие в различных играх: “Водители и пешеходы”, “Воробушки и автомобиль”, “Цветные автомобили”, “Сигналы светофора”. Развлечение прошло весело и познавательно!
подробнее
обновлено:
28.05.2019
В старшей группе прошел познавательный досуг в форме игры. Ребята повторяли, закрепляли правила перехода дорог, сигналы светофора и др. В игре участвовали “полицейские”, “водители”, “пешеходы” (“мамы с детьми”, “прохожие” и др.), дети показали свое умение своевременно и самостоятельно указывать на проблемную ситуацию и делиться с окружающими людьми приобретенным опытом.
подробнее
обновлено:
18.02.2019
Дети закрепляли знания о правилах и знаках дорожного движения в играх и эстафетах. Упражнялись в выполнении основных движений, развивали силу, ловкость, скорость в движениях.
подробнее
обновлено:
11.12.2018
Обучающиеся рассказывали о правилах осторожности зимой, первой помощи при обморожении, смотрели поучительные мультики, обсуждали ситуации из брошюры “Основы детской безопасности”.
подробнее
обновлено:
06.12.2018
В средних группах “Колокольчики” и “Васильки” прошел познавательный досуг “Светофорик” по закреплению знаний о правилах дорожного движения. В гости к ребятам приходил мышонок Пик, с которым они дружно повторяли правила движения пешеходов. Пригласили его вместе прокатиться на автобусе, заехали в кинотеатр и посмотрели мультипликационный фильм о безопасном поведении на дорогах города.
Путешествие было увлекательным и познавательным.
подробнее
обновлено:
03.12.2018
Оказавшись в стране дорожных знаков, дети продемонстрировали отличные знания дорожных знаков. С большим интересом приняли участие в эстафетах, играх, с мячом, с пролезанием в тоннель, с правилами перехода улиц на светофоре. Спортивное состязание удалось, ребята ловко справились со всеми заданиями!
подробнее
обновлено:
26.11.2018
Дети познакомились с пассажирским транспортом и работой светофора. Ребята активно выполняли задания “Полоса препятствий”, “Весёлый поезд”, “Наш поезд”. Вот так весело и увлекательно прошло путешествие детей.
подробнее
обновлено:
21.11.2018
Чтобы расширить знания о правилах дорожного движения и знаках , ребята вместе с другом Светофорчиком отправились в познавательное путешествие “Мир ПДД”. Дошколята приняли участие в играх : “Сигналы регулировщика”, “Сигналы светофора” , “Подземный пешеходный переход”, “Осторожно, дети!”, “Собери дорожные знаки”. Закончился праздник веселой эстафетой “Автобус”.
подробнее
обновлено:
17.11.2018
Ребята отправились в необычное путешествие, в котором познакомились с городскими видами транспорта и работой светофора.
Дошколята приняли участие в играх: «Воробушки и автомобиль», «Собери светофор», «Будь внимательным!», «Веселый трамвайчик», «Гараж».
Закончился праздник игрой – поиском «Найди жезл».
подробнее
обновлено:
17.11.2018
26 октября с ребятами проводилось развлечение на тему “Знатоки правил безопасности”. Дети показали свои знания правил пожарной безопасности и поведения на дороге, а также умения различать дорожные знаки.
Мальчишки и девчонки приняли участие в эстафете “Спаси животных от пожара”, а также помогли героям сказок: Красной Шапочке, братцу Иванушке, козлятам, Буратино и другим, научиться соблюдать правила безопасности и не попадать в беду.
Медали “Знатокам правил безопасности” были наградой за участие в игре-викторине.
подробнее
обновлено:
30.10.2018
Воспитателями был проведен досуг «Три весёлых цвета». На нём ребятам подготовили викторину на знания правил дорожного движения, различные загадки и показали картинки, связанные с этой темой. Дети узнали много нового о помощниках на дороге и о самом главном помощнике – Светофоре. В ходе досуга, детям предложили интересный и поучительный мультфильм о ПДД, а после воспитанники нарисовали сам светофор и вместе с воспитателями сделали совместную выставку для родителей. Во время досуга ребята развили мышление и память, способность быстро принимать и выдавать информацию, умение фантазировать и придумывать образ в голове, и переносить его на листок, а также узнали много интересных фактов и улучшили свои знания. В конце ребята показали родителям, какие замечательные светофоры они нарисовали и получили заряд позитива и ярких эмоций.
подробнее
обновлено:
16.11.2018
В занимательной форме гости рассказали дошкольникам о необходимости соблюдения правил дорожного движения, приняли участие в играх, познакомили со средствами передвижения, которые они используют в своей работе. Во время встречи, дети не только получили знания, но и много положительных эмоций от общения с представителями такой профессии, как инспектора дорожного движения.
подробнее
обновлено:
03.10.2018
Обучающиеся с интересом участвовали в викторине, посвященной ПДД, активно отвечали на вопросы, демонстрировали хорошие знания правил дорожной безопасности.
подробнее
обновлено:
28.09.2018
Познавательный досуг прошел во всех возрастных группах нашего детского сада. Дети в игровой форме закрепили правила дорожного движения.
Процесс понимания и усвоения правил дорожного движения является очень сложным и долгим процессом, который должен состоять не только из объяснений мамы и папы «Как можно» и «Как нельзя». Правила дорожного движения для детей должны стать важным звеном воспитания в каждой семье.
подробнее
обновлено:
23.09.2018
Дети повторили и познакомились с правилами дорожного движения и с дорожными знаками. Дети с удовольствием выполняли различные игры и упражнения, тематические вопросы и загадки (“Отгадалки”, “Рассуждалки”, “Да или Нет”), в командах выполняли аппликацию знаков дорожного движения по образцу из предложенных частей(пешеходный переход, проход пешеходам запрещен, автобусная остановка, больница).
подробнее
обновлено:
20.09.2018
В гости к ребятам на волшебном автомобиле приехала кукла Катя со своим другом Светофоровичем. Катя познакомила малышей с цветовыми сигналами своего друга и предложила им принять участие в играх: “Цветные автомобили”, “Светофор”, “Зебра”. Гости отметили, что праздник прошел весело и задорно, который закончился осенними дарами.
подробнее
обновлено:
17.09.2018
На мероприятии дети закрепляли знания о правилах дорожного движения, дорожных знаков, как правильно вести себя на пешеходном переходе и в общественном транспорте. Сюрпризным моментом было появление старухи Шапокляк, которую дети научили знаниям ПДД.
подробнее
обновлено:
21.11.2016
17 ноября 2016 года в ДП №13 прошел интегрированный досуг «В стране дорожных знаков» посвященный Дню Полиции. Специалисты дошкольного подразделения познакомили ребят с такой важной и очень сложной профессией, как полицейский.
подробнее
обновлено:
21.11.2016
30 сентября в ДП № 4 у детей средней группы № 10 прошло развлечение «Добрая дорога детства». Дети вспомнили элементарные правила дорожного движения, цвета светофора и их назначение, прослушали стихи
подробнее
обновлено:
05.10.2016
26.09.2016 г. в ДП № 3 прошло мероприятие по ПДД для детей среднего возраста в группах №5,10 “Путешествие за светофором”.
подробнее
обновлено:
28.09.2016
20.09.2016 социальные педагоги совместно с инспектором ДПС России по г. Москве провели беседы в 1-4 классах на тему: “Правила дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма”
подробнее
обновлено:
21.09.2016
13.09.2016 социальные педагоги совместно с инспектором ДПС России по г. Москве провели беседы в 1-4 классах на тему: “Правила дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма”
подробнее
обновлено:
13.09.2016
Старуха Шапокляк – история персонажа мультфильма, крыса, внешность
История персонажа
Персонаж, созданный Эдуардом Успенским. Главный противник героев в серии книг о приключениях крокодила Гены и Чебурашки и в снятых по мотивам этих произведений мультфильмах.
Образ Шапокляк Успенский срисовал с первой супруги
Образ старухи Шапокляк автор серии книг о Гене и Чебурашке, по собственному признанию писателя, списал с первой жены. Дизайн персонажей для советских мультфильмов придумал художник-мультипликатор Леонид Шварцман. Тот тоже признавался, что внешность и костюм вредной героини частично срисовал с собственной тещи.
Образ и характер
Шапокляк — не имя героини, а кличка, полученная, видимо, из-за старомодного головного убора, который та носит (шапокляк — разновидность шляпы-цилиндра). Извечная спутница вредной старухи — не менее вредная крыса Лариска, которую героиня всюду носит в собственном ридикюле. Вдвоем «напарницы» откалывают жестокие шуточки и разыгрывают невинных жителей города. Шапокляк предположительно 73 года.
Старуха Шапокляк и крыса Лариска
Знакомство с Чебурашкой и Геной благотворно сказывается на характере Шапокляк, который, впрочем, успевает испортиться снова всякий раз к началу очередной серии мультфильма. И Шапокляк опять возвращается к хулиганским выходкам и проделкам. Героиня при этом не глупа и не лишена благородства. В книге «Отпуск крокодила Гены», которая вышла в 1974 году, Шапокляк попадает в капкан и после этого случая принимается охранять природу. Зрители до сих пор легко узнают знаменитую цитату из песенки Шапокляк:
«Кто людям помогает — тот тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя».
Мультфильмы
Серия книг о Чебурашке, Гене и их извечной противнице старухе Шапокляк стала выходить в 1966 году и началась с книги «Крокодил Гена и его друзья». Тут же, в первой книге, читатель узнает о жизненном кредо героини и о главной ее цели: «собирать злы». То есть делать всяческие гадости где только можно. Шапокляк ополчилась на главных героев и их маленьких друзей, когда узнала, что те решили построить Дом Дружбы, куда станут приходить все, кто хочет найти друга.
Старуха Шапокляк, Чебурашка и крокодил Гена
Всего в серии было издано около десятка книг, повестей и пьес, последняя из которых вышла не так давно, в ноябре 2017 года, и называется «Чебурашка едет в Сочи». Чебурашка и Гена в книге едут на Олимпиаду-2014, а старуха Шапокляк чинит героям всяческие препятствия, которые делают их путешествие только интереснее.
В промежутке между этими двумя публикациями Успенский создает две пьесы в соавторстве с режиссером Романом Качановым — «Чебурашка и его друзья» (1970) и «Отпуск крокодила Гены» (1974). Последняя пьеса легла в основу снятого Качановым в том же году мультфильма «Шапокляк». Качанов же создал и остальные три советских мультфильма о Чебурашке и крокодиле Гене: «Крокодил Гена» (1969) — по мотивам сказочной повести «Крокодил Гена и его друзья», «Чебурашка» (1971) и «Чебурашка идет в школу» (1983). Последний мультик — единственный в серии, где старуха Шапокляк в событиях не участвует.
Старуха Шапокляк, крокодил Гена и Чебурашка
Все советские экранизации выпущены киностудией «Союзмультфильм». Кукольный мультик «Крокодил Гена» — первый в серии. Здесь впервые создаются те образы героев (в том числе и старухи Шапокляк), которые зрители с детских лет привыкли считать каноном. Иллюстрации к первому изданию «Крокодила Гены и его друзей» мало похожи на кукол, использованных при создании мультфильма. Но именно эти мультипликационные образы вошли в массовую культуру и воспроизводятся до сих пор в виде кукол, сувениров, на иллюстрациях и даже на почтовых марках.
Сюжет мультика таков: Гена работает крокодилом в зоопарке и коротает вечера дома, играя с самим собой в шахматы. Когда герою надоедает холостяцкая жизнь в пустой квартире, тот расклеивает по городу объявления, и в дом Гены начинают стягиваться разные забавные персонажи, которым тоже хочется завести друзей. Объявления попадаются на глаза и вредной старухе-хулиганке Шапокляк. Недружелюбно настроенная героиня зло подшучивает над Геной и его новыми друзьями, но в конце мультика начинает сожалеть о содеянном и приносит друзьям письмо с извинениями.
Старуха Шапокляк в книге и в мультфильме
В мультфильме «Шапокляк» старая вредина крадет у Гены и Чебурашки билеты на поезд и бумажник с деньгами. Друзья как раз собирались съездить на море отдохнуть, но по вине Шапокляк их высадили, как безбилетников, в двухстах километрах от Москвы на первой попавшейся станции. В этом мультфильме звучит знаменитая песня «Голубой вагон» на стихи Успенского.
Последний мультфильм серии — «Чебурашка идет в школу» — вышел с заметным отрывом и в несколько иной стилистике, чем предыдущие. В этом мультике выясняется, что Чебурашка не умеет читать, и Гена принимает решение отправить маленького друга в школу. Старуха Шапокляк начинает разыгрывать героев уже в начале мультфильма. Когда Гена возвращается домой из аэропорта, на двери квартиры его ждет озадачивающая табличка «Ремонт». В магазине одежды у друзей возникают проблемы с подбором школьной формы на маленького Чебурашку.
Старуха Шапокляк в школьной форме
Зато на старуху Шапокляк форма находится — героиня тоже собирается в школу. Когда герои прибывают к школе, выясняется, что там делают ремонт, которому почему-то не видно конца и края, и школа из-за этого закрыта. Деятельная старуха Шапокляк находит двоих рабочих, которые должны делать ремонт в школе. Те отчего-то не работают, а играют в домино. Выясняется, что на самом деле в школе не хватает преподавателей, и Шапокляк предлагает свои услуги как учительницы по труду, а Гена станет преподавать детям природоведение.
В 2010 году вышла серия кукольных мультфильмов «Чебурашка», сделанная в Японии режиссером Макото Накамура. В серии вышло три новых мультика: «Чебурашка и цирк», «Чебурашка идет в зоопарк» и «Советы Шапокляк». Мультфильмы выполнены в стилистике, копирующей стиль оригинальной серии, выпущенной «Союзмультфильмом». Из-за сложностей с авторскими правами мультсериал вышел на российских экранах только осенью 2014 года. В этих новых мультиках Шапокляк обнаруживает в себе деловую жилку и открывает бюро, где за деньги раздает людям бесполезные советы.
Gingerbread Baby Ян Бретт
Вставьте большой эскиз, заголовок и полное описание в свой блог или другой веб-сайт.
Ширина: 350 пикселей Высота: варьируется
Скопируйте и вставьте текст ниже: