Роспись хохлома для детей: Хохлома. Хохломская роспись для детей.

Хохлома. Хохломская роспись для детей.

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Старинное предание повествует: жил когда-то человек в нижегородских лесах, на берегу тихой реки. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

Родиной хохломы считается село Хохлома, Ковернинского района Нижегородской области.

Изделия для хохломской росписи, чаще всего это посуда и мебель, делают из дерева. Но перед тем, как на них рисовать, поверхность покрывается грунтовкой и блестящим маслом по специальной технологии. Потом эту блестящую поверхность лудят – втирают в нее мягкой тряпочкой алюминевый порошок, от чего она становится серебристой и очень гладкой, а после покрытия лаком – золотистой. Расписывают посуду “под хохлому” масляными красками. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Красный, черный, золотой и зеленый – цвета хохломы. Для оживления узора допускается немного белого.

Роспись бывает «верховая» – на серебристую заготовку наносят рисунок красным и черным цветом; и «под фон» – сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, при этом сам узор на раскрашивается, а остается серебристым. Когда покроем лаком, серебристое покрытие превратится в золотистое и станет похоже, как будто оно сделано из золота 🙂

Потренируемся в верховой хохломской росписи? Для этого нужно распечатать лист с понравившимся узором или посудой. А там – берите в руки кисть и краски и вперёд!

Травка – узор из крупных и мелких травинок. Элементы узора: осочки, травинки, капельки, усики, завитки и кустики.

Травный орнамент.

Узор листочки – стебельки и листики.

Узор ягодки включает в себя орнамент: брусничка, крыжовник, смородинка, клубничка, рябинка, малинка.

Орнамент «пряник» обычно рисуют внутри чашки или блюда, это геометрическая фигура (квадрат или ромб), украшенная травкой, ягодами, цветами.

В росписи “под фон” чаще используется элемент “кудрИна”. Роспись «кудрина» представляет собой богатый, пышный узор с круглыми, затейливыми завитками, напоминающими кудри. Рисуют не сами узоры, а темный фон. А получившийся сам собой узор дополняют мелкими цветными элементами (приписками). Процесс этот гораздо более трудоемкий, чем верховая роспись.

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150 +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

Детям о хохломе | План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа):

Беседа  беседа в подготовительной группе «История возникновения Хохломы. Хохломская роспись»

Искусство хохломской росписи возникло давно. Хохлома – это название большого торгового села в Заволжье, куда мастера из окрестных сел и деревень издавна привозили на продажу свои изделия. Позже и сами эти изделия получили название «хохлома». Возник этот промысел здесь неслучайно.

Как вы думаете, почему? Верно! Хохлому делают из дерева. Заволжье, где находится село Хохлома, очень богато лесами. А вот земли здесь не плодородные, хлеба родилось мало, и людям приходилось заниматься каким-либо ремеслом (делом, чтобы прокормить себя. И то, чего не давала земля, давал лес.

Издавна жители деревни всей семьей, от мала до велика, занимались изготовлением посуды. Жили они в окружении лесов, отрезанные от остального мира: деревушки стояли далеко друг от друга. Как они могли общаться, куда могли сбывать посуду?

Река была единственным средством сообщения. Именно по ней люди и доставляли свой товар в крупные села. Особое значение для жителей края имела близость селений к Волге – главной водной дороге страны. Волга вместе со своими притоками соединяла самые отдаленные края страны. На ее берегу, возле нашего города, позднее каждый год устраивали ярмарку, на которую прибывали товары со всей России.

Позднее центр Хохломы переехал в город Семенов, расположенный на середине дороги между Хохломой и Нижним Новгородом. Именно сюда свозилась вся продукция, и затем она поступала на Нижегородскую ярмарку.

Неслучайно искусство хохломы возникло и развивалось на Русской земле вблизи красавицы Волги. Хохлома отразила в себе все богатство и всю красоту нашей природы, всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали домашнюю утварь, украшали ее яркой, нарядной росписью, в которой оживали картины природы.

Присмотритесь внимательно, и вы увидите природную красоту хохломских изделий. Какие узоры можно увидеть на них? Хохломские художники любят рисовать ягоды, цветы, травы. Узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом. Он включает травную роспись – травку, т. е. удлиненные, слегка изогнутые былинки, выписанные по три-пять, но чаще кустиком. Травка отдаленно напоминает жительницу заливных лугов, прибрежных озер и рек – осоку. Один из видов этого орнамента так и называется – осочка.

Травка обычно пишется красным и черным цветом. Ее широкие и длинные листья сочны, потому что на кисточку берется много краски. Кончики листьев написаны тонко, кудрявятся, словно гнутся от ветра. Тонкие и частые штрихи – травинки – по сторонам основного кустика делают эту роспись особенно живой и изящной. Узоры из одиночных травок по внутренней поверхности тарелок и больших чаш. исходящие из одного центра по кругу образуют розетку. Травка – это элемент росписи и обязательная часть любого растительного орнамента хохломы.

Часто среди кустиков и веточек черной краской, зеленой и желтой травки художник помещает цветы, ягоды, птиц и рыбок. Такой орнамент тоже называется травным или именем ягодки либо цветка. Хохломские художники любят рисовать ягоды. Какие? Землянику, малину, ежевику, крыжовник, черную и красную смородину, рябину. Они наносятся тампончиком -тычком.

Самые затейливые узоры называются «Кудрины». Травки превращаются в крупные кудри – завитки. Мелкими колечками окружены причудливые цветы. Цветки и завитки Кудрины всегда золотые, словно перья сказочной жар-птицы. Современные мастера любят рисовать именно ее.

Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту традицию сегодня продолжают хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью.

Если вы внимательно будете рассматривать узоры хохломских изделий, то сможете заметить: встречаются росписи двух видов. В первом – цветной орнамент выступает на золотистом фоне, во втором – на цветную поверхность наносят золотой узор.

В первом случае роспись называется верховой. Почему она так называется? Художник пишет травки, ягодки и другие узоры поверх полуды. Полуда -тонкий слой олова, измельченного в порошок. Им покрывают деревянные изделия. После лакировки и закалки в печи посуда становится золотистой, и узор идет поверх золотого фона.

Во втором случае роспись называется фоновой. Фон – это основной цвет, на который наносится изображение. Художник черной или красной краской рисует на полуде контуры будущего золотого узора – Кудрину, ягоды, листья, рыбок. Затем этим же цветом закрашивает остальную поверхность. Получается серебристый узор на цветном – черном или красном – фоне. Затем мастер делает приписку желтой, зеленой, черной краской, если фон красный, и красной, если фон черный. Красками наносит мелкие травки, бусинки, ягодки, листочки по фону. После лакировки и закалки получается золотой узор на цветном фоне.

Русское народное творчество – Хохлома

Север Нижегородской губернии обилен
земельные участки. Сочная зелень пойменных лугов тянется
по низкому левому берегу Волги, окаймленному бескрайними
густые леса. Деревни и маленькие деревушки прячутся в
лесах или притаившихся у ручьев. Земли за пределами
Волга внесла большой вклад в русскую историю;
это страна многих легенд. Это земля, которая была
разоренный вторгшимися монгольскими полчищами хана Батыя
через него на завоевание Европы более семи веков
назад. Здесь находится озеро Светлояр, чьи прозрачные воды
до сих пор сохраняют легендарный город Китеж горожане
из которых отказались сдаться злой силе и были
искуплен Провидением, так как город был скрыт на
дно озера. Народное искусство и фольклор процветали.
в Заволжье Нижегородской губернии.
Никакая другая территория в России не могла сравниться с ней по количеству
и своеобразие народных художественных промыслов, зародившихся
к жизни и получили развитие в местных сообществах.
Хохломская роспись на деревянных изделиях, пожалуй, единственная
вид нижегородского народного промысла, получивший наибольшее распространение
в России и зарубежных странах.

Неизвестные мастера
Бочка/табуретка. 1880-е

     Большинство искусствоведов
датируют происхождение стиля хохломской росписи
17 век. В этот период самые северные земли
Нижегородской губернии только начинали восстанавливаться
после запустения, принесенного монгольскими захватчиками. Новый
поселенцы перебрались в разоренные районы за Волгой.
ремесло изготовления деревянной посуды со своеобразными
декоративная роспись, имитирующая позолоту, получила название
хохломского искусства из одной из деревень, где оно первоначально
практиковались в древние времена и впоследствии превратились в
фактория, куда местные ремесленники привозили свои
товары для продажи, начиная с 18 века.
Хохломский промысел стал известен еще в XVIII в.
век. Например, географ Евдоким Зябловский.
писал после поездки в Нижегородскую губернию
в 1790-х годах жители Заволжья жаловались
о нехватке пахотных земель. Однако он отметил, что они
владел многими навыками работы с деревом. Он писал: «Местный
лесной массив является еще одним источником общественного благосостояния. Изобилие
древесины позволяет некоторым сельским жителям производить,
различные блюда, чашки, тарелки и другие подобные изделия из дерева»,
которые затем «покрываются лаком и украшаются со всех сторон
золотые орнаменты и яркие цветочные узоры».
географ пришел к выводу: «Эти предметы легкие по весу,
твердый и хорошо пропорциональный, а черный и желтый лаки
они завариваются из льняного масла очень крепкие и прозрачные».

А.Кузнецова
Совок в форме цыпленка. 1930

     Это не случайно
что мотивы хохломской росписи напоминают пышную
травянистые орнаменты, выполненные киноварью в древних рукописях
или окрашенные рамы икон, изображающие сцены из
святые живут с их золотыми завитыми листьями, плетущимися против
алый или черный фон. Хохлома вообще
демонстрирует сочетание красного, золотого и черного типичных
декоративной росписи этого региона конца XVII в.
и первая половина 18 в. Три цвета имели
глубокая символика украшения священных церковных сосудов
и блюда и чаши, используемые в монастырях и женских монастырях,
а также в иконных украшениях. Красный цвет представлял
красоту, золотой цвет символизировал духовное небесное
свет, а черный цвет означал благодатную скорбь
очищение души человека. Религиозная символика цветов
терялся в хохломском искусстве, но точный и торжественный
цветовая гамма, присущая праздничному оформлению «позолота»
посуда стала традиционно использоваться для украшения всех
деревянные хохломские изделия и сделал их особо излюбленными
клиентами.
Яркое описание того
Хохломскую деревянную посуду подарил русский двор
врач Г. Реман, приехавший на Макарьевскую ярмарку в 1805 г.
В живописном хаосе многочисленных ярмарочных палаток и
будок вдоль берега Волги он увидел длинный ряд вагонов
и тележки, набитые необычной деревянной посудой. Реман
восхищались их силой, как легкой сухой древесиной
на огромных чашках не было трещин, несмотря на сильную жару
на выжженном солнцем песке, где они стояли.

В.Цветкова Ваза “Изобилие”. 2001

Ощущение живой природы, характерное для сельской местности.
народные живописцы пронизывают «траву-листву» хохломы
стиль живописи. Некоторые мотивы «травы-листья»
стиль также уходит своими корнями в фольклор. Сочные травы,
багряные вспышки киновари, и изящная кисть
мазки изобразили стремление к красоте деревенского живописца,
его желание показать скромный стебель травы как волшебное и фантастическое
растение, заплетенное в изысканные локоны. Они напоминают один из
образы в старинных свадебных народных песнях, в которых «похотливые
золотой хмель” расцветают на пути, ведущем
жених любимой там, где «шелковые травы»
кланяются им и цветы мгновенно лопаются
в цвету. Узоры «трава-листья» имеют много
общего с русскими народными песнями в их ритмах и
поэтические темы по мере выражения в них романтических чувств
с точки зрения изображений природы.
Ковернинский район г.
Нижегородская губерния известна как родина
стиль хохломской росписи. В этом есть семьи
области, которые хранили в тайне формулы живописи
торговли и передачи их от одного поколения к другому
уже более трех столетий. Гость в Ковернино
район, прогуливаясь вдоль реки Узола, продолжает любоваться
восхитительные виды на поля и леса, простирающиеся до самого горизонта,
деревушки, прячущиеся на склонах холмов, неторопливо текущие
воды реки Узолы, а сочные луга и березовые
рощи по его берегам. В тишине летнего вечера
можно услышать, как местные женщины поют старинную народную песню
в традиционном стиле «по разным частям».
Орнаменты семино сродни задушевным русским народным песням;
местных артистов как группу можно уподобить ансамблю
сольных исполнителей, чьи голоса уникальны и легко узнаваемы
но сливаются в сладкой мелодии.

Е.Зайцева “Царевна-Лебедь”. Совок
(по сказке А. Пушкина “Сказка о царе Салтане”). 1999

Детские рисунки Хохлома (48 фото) » Рисунки для срисовки и не только

Хохлома для детей

Скачать

Хохлома раскраски для детей

Скачать

РАСПОЛОЖЕНИЕ ХОХЛОМСКАЙА. Скачать

Хохлома орнамент

Скачать

Хохлома в детском саду

Скачать

Hokhloma Print

Скачать

Окраска “Хухломскайя живопись”

Скачать

ХОХЛОЛОМ

Хохлома в детском саду рисунок

Скачать

Хохлома для детей

Скачать

Роспись Полхов Майдан Гриб

Скачать

Zoomorphic Khokhloma

Скачать

Хухлома рисунок для раскраски круга

Скачать

Hokhloma Apples

Скачать

Kuvshin с Khokhloma

Kuvshin с Khokhloma.

Хохломская роспись мастер-класс

Скачать

Хохломская гуашь

Скачать

Искусство – детское. Хохломская роспись

Скачать

Khokhlomskaya painting golden chloma

Download

Zinaida Golubeva Khokhloma

Download

Khokhlomskaya painting is simple

Download

Coloring “Khokhlomskaya painting”

Download

Hochloma cup

Download

Горизонтальная роспись Хохлома

Скачать

Русские народные росписи Хохломская

Скачать

Хухлома Хохломскайя Живопись

Скачать

ХОХЛОМСКАЙСКА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *