Природные явления для детей — описание явлений природы для детей
Любые изменения, происходящие в природе, называются природными явлениями. Давайте признаемся честно: мы привыкли к большинству из них и не обращаем особого внимания на форму облаков, красоту закатов, сверкание снега на морозе. Природные явления интересуют взрослых больше как досадное препятствие, которое нужно преодолеть: в дождь — взять зонт, в гололед — позаботиться о нескользящей обуви. Дети менее практичны, зато у них больше «почему»: «почему ветер дует», «почему снег холодный», «почему листья стали желтыми». Задача родителей — постараться дать ответы.
Когда рассказывать ребенку про природные явления?
Начинать можно в любом возрасте. Если взрослые объясняют ребенку, даже совсем маленькому: «Сегодня сильный дождь — гулять не пойдем» или «Там холодный ветер, нужно обязательно надеть шапочку», можно не сомневаться: первые, самые элементарные представления о природных явлениях у малыша появятся уже к двум годам.
Но «капельки, падающие с неба» и «земля, покрытая ледяной коркой» не будет удовлетворять ребенка долго. К трем-четырем годам нужно быть готовыми объяснить, почему летом идет дождь, а зимой — снег; что такое радуга; куда прячется солнце после заката.
Самое главное — найти слова, которые будут понятны ребенку и в то же время, действительно, разъяснят ему суть явления.
Закаты и восходы
Конечно, поговорка «Лучше один раз увидеть…» работает и в данном случае. Можно сколько угодно долго рассказывать малышу о том, «как красиво солнышко садится за горизонт», но, однажды увидев эту картину на море или в чистом поле, он уже не забудет ее.
Если нет возможности выехать на природу, покажите иллюстрацию в детской книге. Часто к изображению рассветов и закатов прибегают художники-пейзажисты.
Акцентируйте внимание ребенка на такой картинке во время просмотра мультфильма или кинофильма.
А объяснить это явление природы можно так: планета Земля, на которой мы живем, вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Именно Солнце дает нам тепло и свет. Когда его лучи попадают на Землю, наступает день, когда Земля поворачивается другой стороной — ночь. Закат — это момент, когда Солнце уже почти скрылось и видны последние его лучи, рассвет — наоборот, первые.
Закаты и рассветы замечательны тем, что небо окрашивается не в привычный голубой или серый цвет, а во всю гамму желто-красных оттенков. Дело в том, что солнечный свет не белый — его можно разложить на несколько цветов (различных по длине волны, но про это ребенку рассказывать необязательно). Путь лучей во время заката и рассвета удлиняется, короткие (синие) волны успевают рассеяться, и мы видим только длинные: желтые, красные.
При этом закаты могут быть самыми разными. Их цвет зависит от многих факторов: погоды, загрязненности, природы. Например, после дождя можно увидеть ярко-желтый закат, а над крупными городами, где атмосфера загрязнена выхлопами, — темно-красный. Красивый закат в оранжево-красной гамме можно наблюдать и над морем, где воздух полон частиц соленой воды.
Облака, туман и тучи
Маленькие дети, рисуя картинки, часто помещают на небо, кроме солнца, еще и облака. Но не знают, что собой представляют эти самые облака.
То же и с туманом: малыш наверняка видел его в собственной ванной комнате или вечером в теплую погоду над рекой, он даже, возможно, знает это слово, — но объяснить явление не сможет.
Хотя это довольно просто. Туман — капельки воды, которые, испаряясь с теплой поверхности, поднимаются вверх и встречаются там с более холодными. Когда туман поднимается высоко, эти пары под влиянием низких температур сгущаются и формируются в виде облаков. То есть туман — это те же облака, но расположенные значительно ниже над Землей.
Облака бывают разной формы, за ними интересно наблюдать, а иногда кажется, они так низко, что их легко коснуться. Удивительно, но некоторые из них и правда можно потрогать: альпинисты, которые поднимались высоко в горы, могут рассказать, как проходили «сквозь облака» и оказывались «над облаками». На ощупь они совсем не так приятны, как на вид — ничего кроме влаги почувствовать невозможно.
Дети, которые уже летали на самолете, наверняка вспомнят, как пролетали через облачный слой к солнцу. А для тех, у кого такого опыта нет, можно «напустить туману» в обычной банке: налейте в нее немного теплой воды, накройте крышкой, а сверху положите кусочек льда из морозилки. Теплый воздух начнет подниматься и соединяться с холодным, идущим от крышки — вы увидите туман, а позже, возможно и «дождь», если конденсата на крышке окажется достаточно.
Дождь
Внимание ребенка можно привлечь к тому, что облака бывают не только разной формы — перистые, кучевые, слоистые, — но и разного цвета. И именно темные облака, которые мы называем тучами, — самые «опасные». Они грозят пролиться дождем.
Почему именно они?
Строго говоря, такого понятия, как «туча», у ученых нет — есть только облака, в большей или меньшей степени наполненные водой. Если воды в облаке становится слишком много, оно тяжелеет, темнеет (становится тучей) и в какой-то момент уже не в силах больше удерживаться в небе — проливается дождем.
Туча выглядит мрачной, потому что она плотнее облака и солнечные лучи проходят через нее с трудом.
Ребенок может спросить, как облака набирают воду. Она испаряется с земли. Чем больше влаги, тем сильнее испарения — и больше облаков. Неслучайно в местности с крупными водоемами дожди идут достаточно часто, а над пустынями — практически никогда.
Град
Иногда — как правило, летом, поздней весной или ранней осенью — из туч на землю падает не дождь, а град.
В целом все происходит так же, как с дождем: водяной пар вместе с нагретым воздухом поднимается с поверхности земли и постепенно охлаждается. Но если на земле очень жарко и ветрено, поток может быть сильным настолько, что пары поднимаются на большую высоту, чем обычно. А поскольку в атмосфере чем выше, тем холоднее, пары превращаются там не в воду, а в кусочки льда.
Град выпадает редко и обычно не наносит серьезного ущерба. Размер градины зависит от того, как долго она пробыла в облаке, не падая на Землю. Бывают случаи, когда градины достигают очень серьезных размеров — с куриное яйцо и даже больше. Такой град уже наносит урон растениям, повреждает непрочные строения, может поранить животных и птиц.
Ветер
Мы часто говорим, выходя на улицу: «Хорошо, сегодня ветра нет». Это не совсем верно. Ветер — колебание воздуха, и он, конечно, есть всегда. Просто при слабых колебаниях ветер практически не ощущается.
Почему же он меняется и куда дует?
Если спросить ученых, они ответят, что ветер образуется из-за колебания атмосферного давления: воздушные потоки устремляются из области с повышенным давлением в область с более низким. Но для ребенка это слишком сложно.
Возникновение ветра можно объяснить и разницей температур: под Солнцем поверхность Земли нагревается неравномерно — например, днем вода прогревается медленнее, чем суша, по-разному идет нагрев участков с различной высотой. А, как мы уже знаем, теплый воздух понимается вверх — его место занимает более прохладный с низин и водоемов. Так происходит движение воздуха — возникает ветер.
Чем больше разница температур, тем выше скорость перемещения воздуха — а значит, сильнее ветер. Поэтому особо сильные ветра дуют на побережье морей и океанов, при наличии больших перепадов рельефа местности, при резкой смене температуры.
Важно, чтобы ребенок понял: наша планета настолько большая, что всегда где-то в одном месте холодно, а в другом тепло, поэтому движение воздуха на Земле не прекращается. А продемонстрировать движение теплого воздуха вверх можно нехитрым опытом: сначала надуйте обычный воздушный шарик с помощью фена теплым воздухом (он будет подниматься к потолку), а потом ненадолго поместите шарик в холодильник — шарик будет падать на пол.
Гроза
Одно из самых пугающих природных явлений. И объяснить его без специальных терминов никак не получится.
Гроза формируется в тех же облаках, что и дождь. Но при сильном ветре облака буквально мечутся по небу, поэтому вода, которая в них присутствует в виде капелек воды или льдинок, находится в постоянном движении. Их столкновения приводят к тому, что одни капли/льдинки заряжаются положительно, другие — отрицательно. Положительные оказываются более легкими и поднимаются в верхнюю часть облака, отрицательные опускаются вниз, они тяжелее.
Таким образом формируется грозовое облако: верхняя его часть заряжена положительно, а нижняя — отрицательно.
Если два таких грозовых облака подойдут друг к другу на небольшое расстояние, может произойти электрический разряд. Именно в этот момент мы и видим молнию. Молния также может образоваться внутри одного облака и даже ударить прямо в землю. Механизм ее образования и в этом случае не меняется, просто в роли положительно заряженного объекта может выступать и поверхность земли.
Через некоторое время слышен гром. Он бывает очень громким и часто пугает, но на самом деле это всего лишь звук, с которым расширяется воздух вследствие разряда.
Эти объяснения могут оказаться для ребенка достаточно сложными, и он не все поймет. Не беда. Главное, чтобы он осознал, что бояться грозы не стоит — это природное явление, которое имеет научное объяснение.
А чтобы заинтересовать малыша, можно попытаться прикинуть расстояние до грозы. Это возможно, поскольку скорость звука меньше скорости света, и по промежутку времени после вспышки молнии и до раската грома можно вполне точно оценить расстояние. Один километр звук преодолевает приблизительно за 3 секунды. Если между вспышкой молнии и раскатом грома вы насчитали, например, 12 секунд, значит, до грозы около 4 километров. Далеко.
Объясните ребенку, что хотя бояться грозы не стоит, меры предосторожности нужно принимать обязательно. На открытой местности нельзя стоять под одиноко стоящим деревом. А дома нужно закрыть окна, выключить электроприборы и ни в коем случае не разговаривать по мобильному телефону, не мыться и не прикасаться к металлическим предметам.
Северное сияние
Еще одно природное явление, связанное с заряженными частицами. В отличие от грозы, оно не несет в себе никакой опасности и очень красиво. Но — также в отличие от грозы — его можно наблюдать значительно реже и далеко не везде.
Северное сияние еще называют полярным — именно потому, что чаще всего оно наблюдается ближе к полюсам Земли.
Те, кому посчастливилось увидеть северное сияние, говорят, что это невозможно описать словами: небо вдруг вспыхивает миллионом огней, которые меняют форму и цвет, как в огромном калейдоскопе.
Это величественное явление может продолжаться от нескольких минут до нескольких дней.
Раньше люди считали, что переливы красок на небе — это танцы богов. Но теперь мы знаем, что это явление связано со вспышками на Солнце. Во время самых больших вспышек многие частицы устремляется от Солнца к Земле, — но сгорают в атмосфере нашей планеты на высоте порядка 100 км. Энергия, которая при этом высвобождается, и дает красочную картинку на небе.
Считается, что лучше всего наблюдать северное сияние в Норвегии. Ребенку можно показать его на картинке или экране компьютера, хотя, конечно, полного представления так получить не удастся.
Землетрясение
Если ребенок уже знает, что Земля представляет собой слоистый шар, на поверхности которого земная кора, а под ней — мантия и ядро, он способен представить себе, что кора может быть не сплошной, иметь разрывы и трещины.
Цельные куски земной коры называются литосферными плитами. Они медленно двигаются относительно друг друга, иногда отдаляются, а иногда и сталкиваются. В местах столкновения происходит землетрясение. В этот момент земля здесь буквально сотрясается, от чего рушатся здания, падают деревья, гибнут люди.
Землетрясения не всегда ведут к разрушениям. Бывают толчки, которые могут заметить только самые точные приборы. Тогда говорят о землетрясении слабой мощности или мощностью 1 балл. Сильными считаются землетрясения в 7 баллов и выше, 11 и 12 баллов — катастрофическими.
Теоретически землетрясение может произойти в любой точке планеты, но на самом деле они случаются чаще в тех местах, где литосфера не является цельной. Это так называемые сейсмически активные зоны. За ними внимательно наблюдают ученые. Благодаря их работе многих бед удается избежать.
Солнечное и лунное затмение
Явление, при котором Луна полностью закрывает Солнце от наблюдателя на Земле, называется солнечным затмением.
В старину объяснения этому явлению не было, поэтому люди очень пугались наступления внезапной темноты; считалось, что затмение является предвестником многих несчастий и даже конца света.
Теперь мы знаем, что ничего страшного не происходит — просто Солнце для землян находится в таком положении, что заслонено Луной. Это совсем ненадолго, а зрелище по-настоящему завораживающее: Луна «наползает» на Солнце постепенно, сначала от Солнца остается серп, потом и он закрывается, дневное небо превращается в ночное, а на месте Солнца — непонятный черный круг с серебристым сиянием…
Лунное затмение тоже объясняется движением небесных тел. Оно происходит, когда Солнце, Земля и Луна выстраиваются в одну линию. В этом случае Луна попадает в тень, которую отбрасывает Земля, и приобретает красноватый оттенок.
Солнечные затмения достаточно редки и видны не отовсюду, так как Луна слишком мала, чтобы скрыть Солнце от всего земного полушария.
Лунные затмения также чаще бывают не полными, а частичными, когда закрыт не весь диск Луны.
Зимние природные явления
Есть природные явления, которые характерны только для одного времени года. К примеру, зимой на большей части Земли устанавливается холодная погода. Это вызвано тем, что солнечные лучи скользят по поверхности и не согревают ее.
Температура воздуха на улице зимой часто опускается ниже 0 градусов. Такая температура называется морозной.
Но 0 градусов — не просто условная черта, после которой становится холодно. Это температура замерзания воды. Именно это свойство приводит к тому, что зимой наблюдаются такие явления природы, которых не может быть в теплое время года.
Снег, снегопад
Снежинки формируются так же, как и капельки дождя: в облаках из испаренной с земли влаги. Но при морозной температуре вода замерзает в кристаллики льда. Они падают на землю (как и дождик), но по пути цепляются одна за другую, поэтому часто снег идет не отдельными крошечными снежинками, а целыми хлопьями.
Снежинки очень красивые. Они имеют правильную шестиугольную симметричную форму, но отличаются большим разнообразием. Считается, что на свете не может быть двух одинаковых снежинок.
Интересно, что хотя кристаллики льда прозрачные, лежащий снег имеет красивый белый цвет. Оказывается, это связано с отражением солнечного света от отдельных снежинок. На земле они лежат в произвольном порядке, и свет, проходя через них, отражается то от одной, то от другой под разными углами. Отраженные лучи света мы видим как белые. Если бы лучи солнца были, к примеру, зелеными, такого же цвета был бы и снег. Мы это часто наблюдаем, когда на снегу отражаются огоньки от машин, витрин. В хорошую погоду на закате можно увидеть розовый снег.
Снегопадом называют выпадение снега из облаков. Но обычно так говорят, когда нет сильного ветра, и снег падает вертикально, крупными хлопьями. Это очень красивое зрелище.
В тех случаях, когда снегопад сопровождается ветром, говорят о метели.
Метель бывает крайне неприятна, поскольку снег, поднятый ветром, не падает на землю, а движется в воздухе — иногда с большой скоростью — и серьезно затрудняет видимость вокруг.
Метель может поднимать не только падающие снежинки, но и те, которые уже лежат на земле. Тогда это называется поземкой.
Благодаря переносу снега ветром образуются сугробы — места, где снег скапливается в большие кучи. Обычно это происходит из-за того, что его распространению мешает какое-то препятствие, например стена или неровная поверхность земли.
Лед, гололед, сосульки
При морозной температуре начинает замерзать вся вода. Это касается буквально любого водоема — как мелкой лужи, так и глубокой реки.
Лужи покрываются тонкой прозрачной корочкой довольно быстро. На глубоких водоемах — таких, как реки и озера, — лед устанавливается медленно и постепенно, слой за слоем.
При сильных долгих морозах на реках образуется толстый ровный слой, по которому можно ходить и даже ездить на машинах. Но при этом нужно быть предельно осторожным, поскольку лед — все-таки достаточно хрупкий материал, он может сломаться. Кроме того, при потеплении он начинает подтаивать, а этого часто вообще не видно.
Лед на реке — невероятно красивое зрелище. Особенно если он прозрачный, а это зависит от чистоты воды и температуры воздуха (при перепадах температур прозрачность снижается). Обычно лед бывает ровным и скользким, его часто сравнивают с зеркальной поверхностью.
На дорогах и тротуарах часто можно наблюдать ледяную корку: она образовалась, когда замерзла вода, оттаявшая после оттепели. В такой ситуации говорят о гололедице на дороге. Накат из уплотненного и замерзшего снега на проезжей части — это тоже гололедица. В гололедицу люди часто падают на скользкой поверхности, травмируются.
Ее не следует путать с гололедом — это явление довольно редкое, но от этого не менее опасное. Гололедом называют образование льда на любых предметах, в том числе деревьях и проводах, связанное, как правило, с замерзанием дождя, выпавшего на охлажденную поверхность.
С гололедицей активно борются коммунальные службы, сбивая лед или рассыпая реагенты (от них температура, при которой замерзает жидкость, повышается, и лед тает). А вот гололед можно устранить только с помощью скалывания, потому что предметы, на которых появилась наледь, сохраняют свою температуру.
Все мы знаем, как выглядят сосульки — длинные ледяные наросты на краях крыш и других предметов. Для их появления необходимо два условия: чтобы светило солнышко, но температура была морозной. Тогда снег на крыше будет таять от солнца, но замерзать при стекании с крыши, куда не попадают теплые лучи. Спадающие с края капли замерзают, на них натекают новые капли — и тоже замерзают. Сосулька растет.
При постоянном притоке талой воды сосулька может дорасти до огромных размеров и обрушиться. Она представляет собой опасность для тех, кто ходит внизу.
Так как сосулька появляется только при оттепели, ее часто называют предвестником весны.
Весенние природные явления
Весной температура воздуха постепенно повышается — это приводит к таянию снега и льда.
С крыш и деревьев снег и наледь начинают буквально стекать крупными каплями. В таких случаях говорят, что началась капель.
Снег на реке постепенно становится более тонким и хрупким, он ломается сначала на большие, а позже — на более мелкие куски, которые под действием течения или ветра начинают движение по реке. Это ледоход.
На больших реках освобождение от ледяного плена — это красивое и величественное зрелище. Но до того как лед начнет плыть, он некоторое время еще выглядит вполне крепким, хотя солнце уже нарушило его структуру и сделало пористым и непрочным. В этом и заключается главная опасность: в любой момент лед может проломиться под ногами. Весной лучше воздержаться от выхода на лед.
Под влиянием солнца и повышающихся температур тает и снег. Образовавшаяся вода стекает в реки — от этого их уровень поднимается, река выходит из берегов и затопляет поймы. Наступает половодье. Это продолжается какое-то время, порой достаточно долгое — до полутора месяцев. Больше всего от половодья страдают лесные звери — их норки и убежища оказываются под водой, возникают большие проблемы с поисками еды. На помощь зверушкам в таких случаях приходят люди. Они ловят животных и перевозят их на сухие, более высокие участки. Самым известным рассказом о такой операции является стихотворение Некрасова «Дед Мазай и зайцы» (есть и одноименный мультфильм).
Изучаете английский с ребенком? Наши статьи помогут легко запомнить названия времен года и погодных явлений на английском языке.
Летние природные явления
Летом в средней полосе — наиболее комфортная, теплая погода.
Помимо известных нам дождей, гроз и града летом мы можем наблюдать такое прекрасное явление, как радуга.
Строго говоря, разноцветная дуга может появиться на небе не только летом. Ведь для этого необходимы всего два условия: влажный воздух и солнце. Конечно, это может быть и весной, и осенью. И все же чаще всего радуга возникает жарким летним днем после дождя.
Это происходит в результате преломления солнечных лучей в каплях воды, которые после дождя еще некоторые время висят в воздухе.
Нам кажется, что солнечный свет белый или золотой — но на самом деле он состоит из многих цветов (мы так и говорим: «цвета радуги»). Проходя через капли воды, он разделяется на разноцветные лучи. Мы видим их только в том случае, если солнце находится сзади нас, а воздух с капельками воды — перед нами.
Теплым летним днем солнце сильно нагревает землю, после прохладной ночи на поверхностях разных предметов появляется роса. Дело в том, что при высокой температуре испарение жидкостей происходит особенно интенсивно. Сильно повышается влажность воздуха. И даже незначительное понижение температуры ночью и на рассвете приводит к конденсации влаги из воздуха.
Чтобы показать ребенку, как образуется роса на прохладных поверхностях, поднесите холодную ложку к носику кипящего чайника. На ней тут же появятся капли.
Осенние природные явления
Дети, конечно же, и без взрослых замечают, что осенью листья на деревьях желтеют, а позже — опадают. Часто можно слышать, как ребенок «жалеет деревце», потерявшее свою листву.
Нужно объяснить, что дерево само избавляется от листьев осенью — так ему удобнее. Листья испаряют большое количество влаги, поэтому холода, когда воду добыть из промерзшей почвы сложно, дереву лучше пережить без них. Кроме того, выпадающий снег и наледь, налипшие на ветки (даже без листьев), часто становятся причиной поломки дерева — оно не выдерживает тяжести. С пышной кроной поломка стала бы неизбежной. Поэтому дерево заранее, еще в августе-сентябре, начинает подготовку к тому, чтобы сбросить листья: растит на черенке специальную перегородку, которая постепенно отделяет лист от дерева, чтобы под порывами ветра он оторвался. Ребенок должен понять: листопад не драматичен для дерева, а полезен.
Листопад — время опадение листьев — очень красивое зрелище. Ему предшествует «золотая осень», когда листья меняют свой цвет с зеленого на желтый. Малышу можно рассказать, что причина этого явления — недостаток солнечного света. (Вообще-то, цепочка немного сложнее: недостаток света — не успевает восстанавливаться хлорофилл — медленно идет процесс фотосинтеза — лист теряет зеленую окраску).
Осенью температура воздуха постепенно снижается. Встречаются морозные дни, они чередуются с оттепелью, дождями. В воздухе постоянно присутствуют пары воды. Летом после прохладной ночи эти пары опускаются на предметы в виде росы, осенью и зимой — в виде тонких пластинок ледяных кристалликов, инея.
Именно иней «рисует» красивые узоры на стекле, покрывает тонким белым слоем дороги, деревья и машины. Почему иней образуется именно на предметах, а не в воздухе? Потому что они холоднее воздуха.
Интересно, что форма маленьких кристалликов, составляющих слой инея, зависит от температуры. При слабом морозце они шестигранные, при усилении холодов — пластинчатые, при очень низких температурах — игольчатые.
По мере усиления морозов на водоемах формируется ледяной покров, начинается ледостав. Это процесс небыстрый, он зависит от многих факторов: температуры воздуха, ветра, характеристик самого водного объекта. Понятно, что чем продолжительнее период постоянного холода, тем быстрее станет лед на водоемах и тем прочнее он будет. На малых реках и водоемах без интенсивного течения лед появляется достаточно быстро, а бурные горные реки обычно вообще не замерзают.
В любом случае к середине декабря практически все водоемы европейской части России покрываются льдом. До весны.
Курсы по географии для детей 6-13 лет
Знакомим детей с важнейшими местами
России и стран мира в увлекательном формате через игры, истории и загадки
узнать подробнее
Знакомим дошкольников с природными явлениями – Журналы для дошкольных образовательных учреждений
Газина О.М.,
канд. пед. наук, доцент, профессор кафедры теории
и методики дошкольного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва
Мир природы отличается разнообразием объектов и явлений. И если с первыми дети дошкольного возраста знакомы лучше, поскольку подвижность животных и яркость окраски растений постоянно привлекает внимание ребенка, то явления природы как таковые, их изменчивость, цикличность, зависимость от многих экологических факторов остаются для дошкольников, как правило, чем-то малоизведанным, а иногда и непонятным.
В данной статье представлен материал, который поможет педагогам определить объем знаний о природных явлениях, доступных для освоения детьми старшего дошкольного возраста, сформировать у них представления об основных из них, научиться делать выводы о принадлежности их к живой или неживой природе.
Природными явлениями называют изменения, происходящие с объектами природы, которые обнаруживаются по внешним признакам. К ним относят: восход и заход солнца, приливы и отливы, землетрясения, наводнения, замерзания и пересыхания водоемов, ледоходы, извержения вулканов, выпадение осадков в виде дождя, снега, града, несвойственные для лета резкие похолодания, а для зимы потепления, появление облаков или радуги на небе, росы на траве, тумана в лощинах, мерцание звезд, цветение растений, расцвечивание листвы, отлет птиц в теплые страны и возвращение в родные края, сезонные линьки у животных и др. Таким образом, естественные изменения, вызванные различными причинами, происходят как в живой, так и неживой природе*.
*Рассматривая этот вопрос, не следует забывать, что природа — единое целое, и предлагать детям делить ее на «живую» и «неживую» было бы неправильно. Надо формировать понимание, что в природе все организмы связаны друг с другом и условиями существования.
Как отличить живое от неживого? Если природный объект обладает основными свойствами жизни — дышит, питается, чувствует, растет, развивается, размножается, приспосабливается к среде, а иногда и передвигается, это — живое существо (растение, животное, гриб). Если же данных признаков не наблюдается, перед нами, вероятнее всего, неодушевленный предмет или какое-либо вещество (камень, песок, глина, металл, вода, воздух). Интересно, что в результате различных изменений живое может становиться неживым и наоборот. Например, пока листья и шишки находятся на деревьях и живут вместе с ними одной жизнью — они живые. Однако, упав на землю, они теряют связь с растениями и делаются неживыми. В то же время хорошо известно, что растения живут, растут и развиваются благодаря извлечению из земли, воздуха, воды питательных веществ и превращению их под действием солнечной энергии в полезные для себя продукты.
Некоторые природные явления в силу своей яркости, необычности или особенностей протекания всегда обращают на себя внимание детей. К числу наиболее приметных явлений относят образование облаков, выпадение атмосферных осадков, гром и молнию во время грозы, появление радуги, восход и заход солнца, листопад.
Облака состоят из водяного пара или крохотных кристалликов льда. Они возникают на небе, когда влажный воздух поднимается высоко над землей и охлаждается. Как правило, облака, пронизанные солнечными лучами, кажутся белыми. Плотные, многослойные облака плохо пропускают свет и выглядят серыми. Иногда в них скапливается большое количество частиц пыли, тогда они становятся почти черными. Разная форма облаков объясняется тем, что они зарождаются на разной высоте и при разной температуре. Чаще всего наше внимание привлекают кучевые облака — белые, пушистые, словно разбросанные по небу клочки ваты. Они располагаются ниже других, и увидеть их можно только в теплое время года. Зато как интересно наблюдать за ними и угадывать очертания фигур зверей, птиц, плюшевых игрушек, плывущих под парусами кораблей, танцующих людей. Менее красивы перистые облака. Но и в них есть нечто необычное. Нежные, полупрозрачные, они похожи на тонкую вуаль, перья или бахрому и находятся выше всех. Барашки из среднего яруса представляют собой валы бело-серого цвета, а низко нависающие слоистые облака напоминают бесформенную темную массу. В основном они и дают осадки — от слабо моросящего дождя до сильного непродолжительного ливня.
Несмотря на то что облака находятся высоко над землей, мы можем без труда побывать внутри них. Для этого не надо подниматься ввысь на самолете. Достаточно погулять в тумане, который очень похож на лежащее на земле облако. Он тоже состоит из скопления множества крошечных капель. Туманы часто образуются по берегам рек, в низинах, на полях и лугах, окруженных лесом. Легкий туман называют дымкой.
Интересно, что, наблюдая за облаками и туманом, люди научились предсказывать погоду. Например, туман летом — к ясной погоде, зимой — к оттепели. Туман стелется по земле, значит, будет жара. Мощные кучевые облака — непременные спутники устойчивой хорошей погоды. Равномерно серые слоистые облака, за которыми не видно солнца, сулят ненастье. Перистые облака, вытянутые по всему небосклону, предупреждают о дожде. Появление на голубом небе белых барашков предвещает перемену погоды и возможное выпадение осадков.
Атмосферные осадки — это вода в жидком и твердом состоянии, выпадающая из облаков (дождь, морось, град) или выделяющаяся из воздуха на камнях, траве и других земных предметах (роса, иней, изморозь). К осадкам относятся также гололед и прочие обледенения. Ученые установили, что наибольшее количество атмосферных осадков выпадает на острове Гавайи, наименьшее — в одной из пустынь Южной Америки (Атакама).
Дождь, морось, роса выпадают в виде капель воды, поэтому их определяют как жидкие осадки.
Что такое дождь, знает каждый ребенок. Он выпадает из облаков. Обычно скопления малюсеньких капель воды зависают облаком в воздухе. Становится теплее — они испаряются. Холодает, капли сливаются друг с другом, увеличиваются в размерах, тяжелеют. Воздух не может их больше удерживать, поэтому начинается дождь: кратковременный и сильный — ливень или продолжительный от нескольких часов до нескольких суток — обложные осадки.
Морось отличается от дождя тем, что состоит из мельчайших капель воды, которые могут выделяться не только из облаков, но и из тумана. Падают они медленно, почти зависая в воздухе, отчего он становится влажным. Вроде дождя как такового нет, а одежда и все предметы вокруг сырые.
Нередко ранним летним утром можно увидеть на траве блестящие капли росы. Это водяные пары, охладившись за ночь, опустились на поверхность земли. Жаль, что роса искрится в лучах восходящего солнца и радует своей волшебной красотой недолго: лишь чуть потеплеет, она испаряется, будто и не было ее вовсе.
Снег, град, иней из ледяных кристаллов, поэтому их называют твердыми осадками. Зимой вместо дождя идет снег. Мельчайшие капли воды, падая с большой высоты, налипают на крохотные пылинки и под действием холода замерзают, образуя ажурные снежинки. Узоры у них разные, а количество лучиков у всех одинаковое — по шесть у каждой. Иногда снежинки слепляются, и снег сыплется крупными хлопьями. Так бывает при температуре чуть выше или чуть ниже ноля градусов. Если же в это время дует ветер, пушистые хлопья скатываются в крошечные шарики, и снег становится похожим на крупу. Изменяются снежинки и в сильный мороз: они делаются хрупкими и легко ломаются. Оттого и снег в стужу самый колючий — словно иголками колет лицо и самый скрипучий — с таким громким хрустом ломаются под ногами промерзшие лучики снежинок. А в морозную ветреную погоду от них вообще остается лишь снежная пыль — мало того, что от холода ломаются, так еще и ветром усердно перемалываются. Зная все эти особенности снега, люди могут определить примерную температуру воздуха, не глядя на градусник.
Град зарождается как дождь. Но прежде чем его капли упадут на землю, их подхватывает ветер и уносит в холодные слои воздуха. Там они застывают, превращаются в округлые льдинки и снова устремляются вниз. Во время полета ледяные шарики встречают дождевые капли, которые примерзают к ним. Градины становятся все крупнее, тяжелее и, наконец, падают на землю. Иногда они достигают размеров фасоли или куриного яйца и могут принести немалый вред: продырявить листву, побить цветы, поломать ветки деревьев, примять колосящиеся хлеба и траву на лугах.
Иней — тонкий слой искрящихся кристалликов, образующийся на земле, траве и других предметах в морозные ночи. Он появляется подобно росе в местах встречи холодного и более теплого воздуха. Когда серебристый иней покрывает деревья, кустарники, провода, камыш по берегам водоемов, возникает ощущение волшебства — таким изумительно красивым, сказочным становится все вокруг.
Если с атмосферными осадками мы сталкиваемся почти ежедневно, то гроза — явление нечастое. Но пропустить это одновременно жуткое и захватывающее зрелище невозможно: ураганный ветер с неистовой силой раскачивает ветки деревьев, ослепительно сверкает молния, оглушительно грохочет гром, дождь льет как из ведра. Особый интерес вызывают вспышки молнии и раскаты грома. Молния имеет вид длинной изломанной стрелы, поскольку состоит из нескольких последовательных искр — разрядов большой мощности. За одну грозу молния может сверкнуть до 50 раз.
Гром — звуковое явление, сопровождающее молнию. Вызывается колебаниями воздуха в результате его быстрого нагрева и расширения. Свет распространяется в воздухе быстрее, а звук медленнее, поэтому мы сначала видим молнию и лишь чуть позже слышим гром. Последнего обычно боятся больше. И напрасно. Гром оглушительно гремит, да вреда не причиняет. Другое дело молния. Ее электрический разряд бьет, как правило, в самую высокую точку на местности, поэтому прятаться под грибком в песочнице, одиноко стоящим деревом или оставаться на открытом пространстве нельзя. Надо приучать себя быть наблюдательным, чтобы вовремя заметить приближение грозы и успеть укрыться в доме, имеющем громоотвод.
Иногда после грозы на небе появляется радуга. Она хорошо видна, когда солнце находится позади нас и светит сквозь еще падающий дождь. В радуге различают красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета. Их легко запомнить, если выучить поговорку: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. Первые буквы слов в этом предложении указывают на соответствующий цвет.
Цветные картины возникают на небосводе не только в виде радужного полукруга. При восходе и закате солнца его лучи падают на поверхность Земли не прямо, а под углом, поэтому горизонт и часть неба над ним окрашиваются в красные тона. На утренней заре мы видим алый свет, на закате — оранжевые и бордовые краски.
И уж совсем фантастическим кажется полярное сияние — свечение отдельных участков ночного неба, мерцание блестящих полос голубовато-белого, желтовато-зеленого, реже красноватого или фиолетового цвета. Наблюдается преимущественно в районе полюсов. Может продолжаться от нескольких минут до нескольких суток.
Некоторые природные явления получили названия «сезонные», потому что характерны только для определенного времени года: морозы и обильные снегопады обычны для зимы, цветение нивяника и незакатные зори отмечаются летом, отлет птиц в теплые края и листопад бывают осенью, а появление подснежников и ледоход — признаки весны.
Интересно, что, наблюдая за некоторыми природными явлениями, люди определяют погоду. Что же это такое? Из каких явлений складывается характеристика погоды?
С раннего возраста дети слышат загадочное слово «погода». О ней часто говорят по радио и телевидению, спрашивают друг друга взрослые, вспоминают мамы и бабушки, собирая детишек на улицу: «Завяжи шарф, погода сегодня ветреная» или «Не забудь надеть панаму — погода жаркая, на небе ни облачка, а солнце палит нещадно». Постоянное упоминание о погоде со временем вызывает непреодолимое желание узнать про нее больше.
Погода — состояние приземных слоев воздуха в определенный момент или за небольшой промежуток времени в каком-либо месте. Пасмурно, солнечно, идет снег, дождь, дует ветер — всё это проявления погоды. Ее состояние зависит от наличия и характера облаков, ветра, осадков, температуры воздуха. И все же есть главные причины, влияющие на погоду.
Первая причина — солнце. Оно дает свет, тепло, энергию. Некоторые участки земли получают больше солнечных лучей, поэтому там теплее. Постоянно жаркая погода отмечается вблизи экватора, так как солнце почти всегда находится над головой. На Северном и Южном полюсах очень холодно, потому что там солнечные лучи лишь скользят по поверхности земли. Ученые определили: пустыня Сахара в Северной Америке — самое солнечное место на нашей планете. А самое жаркое, конечно же, в Ливии, где температура воздуха в тени достигает 58 °С, и на нагревшихся за день камнях можно жарить яичницу.
Вторая причина — воздух, состоящий из смеси газов. Он бесцветен, прозрачен, невидим, и не только окутывает землю, но и содержится во всем, что нас окружает. Днем воздушная оболочка защищает земную поверхность от обжигающих солнечных лучей, ночью не дает ей быстро остывать. Ежедневная температура и общее состояние погоды зависит от того, насколько солнце нагреет воздух. Делаясь теплым, он становится легче и поднимается вверх, на смену ему вниз опускается холодный воздух. Происходит это неравномерно. Например, суша нагревается быстрее воды, а каменистые склоны горы сильнее, чем покрытые травой луга. Постоянное движение воздуха приводит к появлению такого явления, как ветер. Он бывает разной силы: легким, едва шевелящим листву, слабым, заставляющим тополиный пух кружиться в медленном танце, свежим, превращающим жаркий день в прохладный, сильным, способным пригнать или разогнать облака, штормовым, ломающим деревья и играючи переворачивающим рыбачьи лодки, ураганным, разрушающим дома и вырывающим с корнем крупные деревья.
Люди научились использовать энергию ветра для получения электричества. В ветреных местах размещаются огромные ветряки, лопасти которых крутит ветер. Энергия ветряков передается специальным машинам, вырабатывающими электричество для наших нужд.
Третья причина — вода. Она везде, даже в воздухе. Как она туда попадает? Испаряется с поверхности морей, океанов, рек, озер, земли, листьев деревьев, кустарников, травы. Поднимаясь с теплым воздухом вверх, водяной пар охлаждается и снова превращается в капельки воды — образуются облака. Когда капель собирается слишком много, они сливаются друг с другом и проливаются дождем. Дождевая вода просачивается в землю, собирается в ручьи, реки, которые впадают в моря. Так происходит круговорот воды в природе.
Погода играет важную роль в нашей повседневной жизни. От нее зависит, как люди одеваются, что едят, какой образ жизни ведут, каких животных и какие растения разводят.
Например, в жарких странах дома строят с широкими карнизами и навесами над окнами, защищающими от палящего солнца. В средней полосе главное, чтобы в жилище было тепло зимой. В холодных областях жизнь человека немыслима без теплого, хорошо отапливаемого дома. Животные и растения тоже должны приспосабливаться к определенным климатическим условиям. Обитатели пустынь могут подолгу обходиться без воды. Зверей и птиц полярных широт (моржей, тюленей, пингвинов) спасает от зимней стужи толстый слой подкожного жира. А животные умеренного климата по-разному проводят зиму: большинство птиц покидают родину и в поисках корма улетают в теплые края. Медведи, барсуки, бурундуки засыпают до весны. Белки делают запасы орехов, грибов. Хомяки, мыши набивают кладовые зерном и семенами растений. Лисы, зайцы, волки линяют — короткая, редкая шерсть постепенно заменяется более длинной и густой.
Сильнейшее влияние на жизнь живых существ оказывает плохая погода. В данном случае речь идет об ее крайних проявлениях, наносящих большой ущерб не только человеку, но и природе. Например, длительная засуха, во время которой дождей не бывает месяцами, приводит к гибели сельскохозяйственных посевов и животных, понижению урожая в садах и на огородах: люди начинают голодать. Наводнение, вызванное продолжительными дождями или активным таянием снега, смывает плодородный слой земли с полей, разрушает дороги, затапливает жилища, гонит с обжитых мест зверей и птиц. Еще более разрушительны ураганы (ужасные бури, во время которых сильные ветры дуют вдоль гигантской окружности, затягивая внутрь нее все, что встречается на пути) и смерчи (столбы бешено вращающегося воздуха, протянувшиеся от грозовой тучи к земле).
Издревле люди наблюдали за погодой, предсказывали ее изменения с помощью солнца, звезд, растений, животных. Позже стали использовать термометр для измерения температуры воздуха, флюгер для определения силы и направления ветра, специальные воздушные шары с приборами на борту, метеоспутники. Сегодня ученые многих стран передают друг другу информацию о погоде, исследуют различные природные явления и составляют прогноз погоды на будущее.
Интересно, что об изменениях погоды может узнать любой человек, наблюдая за небом, изучая особенности протекания некоторых явлений природы. Например, закат солнца пурпурного цвета — летом к ветреной погоде, зимой к бурану. При восходе солнце белого цвета — к дождю. Луна ослепительно белая — к холоду, красная — к ветру. Звезды сильно мерцают — к ненастью. Облака больших размеров движутся против ветра — к грозе. Сильный ветер при дожде — к хорошей погоде. Глухой гром — к тихому дождю, раскатистый — к ливню.
Рекомендации педагогам
Работа по формированию представлений о явлениях природы и погоде у детей старшего дошкольного возраста будет эффективной, если соблюдаются следующие условия:
— программа знаний направлена на использование потенциала ближайшего природного окружения;
— применяется комплекс методов (в первую очередь, наглядных), способствующих постепенному и последовательному освоению детьми представлений о природных явлениях, развитию интереса, эмоционально-ценностного отношения к природе;
— организован педагогический процесс, направленный на решение в единстве трех задач: формирование представлений о природе, активизация познавательной деятельности, развитие умственных способностей детей.
Варианты заданий детям
1. Закончи предложение. Дождь выпадает из … облаков. Зимой вместо дождя идет … снег. Сильный дождь называется … ливень. Гром и молния — обязательные спутники … грозы. У всех снежинок по шесть … лучиков. Слепившиеся друг с другом снежинки падают на землю в виде … хлопьев. Летним утром на траве можно увидеть капли … росы. Облака, похожие на перья и бахрому, получили название … перистые. Восход солнца мы наблюдаем утром, а закат — … вечером. Град — замерзший … дождь. Разноцветная дуга на небосводе, называется … радуга.
2. Назови сезон, для которого характерны следующие явления: снегопад (з), ледоход (в), листопад (о), цветение колокольчиков (л), уборка хлеба (л), появление первого льда на водоемах (о), спячка зверей (з), цветение подснежников (в), увядание травы (о), прилет птиц в родные края (в), созревание земляники (л), сбор овощей и фруктов (л).
3. Назови известные тебе осадки (какие из них жидкие, твердые).
4. Раздели перечисленные ниже природные явления на две группы. К живой (ж) / неживой (н) природе относятся: отлет птиц в теплые края (ж), образование облаков (н), восход солнца (н), цветение растений (ж), выпадение дождя (н), созревание лесных орехов (ж), появление радуги на небе (н), выпадение росы на траве (н), весенняя линька у зверей (ж), гололед (н), расцвечивание листвы (ж).
5. Назови одним словом состояние погоды. Солнце светит ярко, и на небе ни облачка — погода … солнечная. Дует пронзительный ветер — погода … ветреная. Небо полностью закрыто облаками — погода … пасмурная. На улице так холодно, что люди надели шубы, шапки и теплые сапоги — погода … морозная. Ветки деревьев не качаются, даже листья и трава замерли без движения — погода … безветренная. Солнце греет так сильно, что всё живое старается укрыться в тени — погода … жаркая. Целый день моросит дождь — погода … ненастная. С утра погода была хорошая, а к полудню испортилась: идет дождь со снегом, ураганный ветер раскачивает деревья, норовит сбить с ног прохожих и вырвать у них из рук зонтики, — погода . .. плохая.
6. Найди противоположное по значению слово. Погода бывает теплая — … холодная, солнечная — … пасмурная, хорошая — … плохая, без ветра — … ветреная, дождливая — … без осадков, морозная — … жаркая, ясная — … облачная, переменчивая — … постоянная.
7. Попроси маму или папу рассказать тебе, как они определяют погоду.
Natural Phenomena – Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(255 релевантных результатов)
Разжигание любопытства с помощью науки о явлениях
От радуг, которые иногда появляются после ливня, до гнезд, которые птицы строят высоко на деревьях, природные явления окружают нас повсюду. Явления, определяемые как «наблюдаемые события, происходящие во Вселенной, которые мы можем использовать для объяснения или предсказания с помощью наших научных знаний», все чаще используются педагогами, чтобы помочь детям найти соответствующие способы изучения, сохранения и понимания основных концепций научных стандартов нового поколения. .
Хотя термин «феномен» очень похож на слово «феноменальный» , явления не обязательно должны быть чрезмерными, яркими точками связи. Вместо этого они просто помогают детям изучать науку способами, которые связаны с их повседневным миром и жизнью, часто обеспечивая объяснение конкретного урока или занятия.
В Национальном зале славы изобретателей ® (NIHF) наша образовательная команда давно верит в способность явлений служить порталами для научных исследований. Из-за этого многие устройства в рамках нашего Изобретательского проекта 9Учебный план 0119 ® K-6 включает явления, которые пробуждают любопытство учащихся.
Ниже приведены несколько примеров того, как эти единицы охватывают науку о явлениях.
Освещение: биолюминесценция и светодиоды
В этом разделе учащиеся узнают, что различные растения и животные являются биолюминесцентными (способными производить и излучать свет). Следуя своему интересу к биолюминесцентным растениям и животным, дети создают свои собственные светящиеся растения, вдохновленные этими организмами. Узнав о нескольких биолюминесцентных организмах, учащимся предлагается дополнительно изучить, как эта особенность помогает им выжить.
Nature’s Engineering
Применяя свои творческие навыки решения проблем, дети проводят эксперименты по безопасному сбросу животных с воздуха и помогают восстановить баланс в естественной среде обитания. Во время этого занятия дети также исследуют бобровые плотины и пробуют свои силы в строительстве своих собственных версий этих впечатляющих сооружений.