список, названия, фото и краткая характеристика
В мире насчитывается более десяти тысяч видов птиц, десятая часть из которых обитает в России. Зимующие птицы остаются в родных краях, а перелетные меняют ареал в зависимости от времени года. С приходом холодов сокращается кормовая база, поэтому пернатые летят в регионы с теплой зимой и доступной пищей. Среди насекомоядных видов, больше перелетных птиц, чем среди зерноядных. Весной они возвращаются на обжитые места, чтобы вывести птенцов. Миграция птиц может происходить как на близкие, так и на дальние расстояния.
Грач
Единственная перелетная птица из семейства Вороновых. Самка и самец обустраивают гнездо на верхушках деревьев. Грачи всеядны, они питаются семенами растений, дождевыми червями, майскими хрущами. Небольшой процент рациона составляют амфибии и мелкие грызуны. Перелет в теплые края приходится на октябрь. Грачи — это ранние птицы, которые возвращаются в родные места в марте. Ученые заметили, что в некоторых регионах они начала вести оседлый образ жизни.
Горихвостка
Крошечная птица с рыжим хвостом обитает в смешанных лесах, а также садах и парках. Питаются эти пернатые мухами, жуками, мелкими гусеницами и комарами. Горихвостка перелетает в Африку ранней осенью, а на прежнее место возвращается в мае.
Дрозд певчий
Эти представители орнитофауны облюбовали леса с густым подлеском. Своими трелями самцы привлекают самок. Их рацион состоит из насекомых и лесных ягод. Осенью дрозд певчий отлетает на запад Европы и север Африки. Сроки прилета зависят от погодных условий. Пернатые возвращаются на обжитые места не позднее первой декады апреля.
Дубонос
Птица отличается плотным телосложением и массивным клювом. Дубоносы вьют гнезда в кронах деревьев. Среда обитания находится в широколиственных лесах, садах и рощах. Основной пищей являются косточки и семена плодово-ягодных растений. Отлет приходится на начало сентября.
Жаворонок полевой
Птица, которая по размерам чуть больше воробья, обитает в полях, степях и на сопках. Жаворонки устраивают гнезда прямо на земле, посреди сельских угодий. Питаются насекомыми и семенами. Вид зимует на юге Европы, куда перелетает в середине сентября. Жаворонки полевые массово возвращаются к местам обитания в марте, когда еще не сошел снег. Они питаются прошлогодними семенами, которые отыскивают на прогретых солнцем местах.
Зяблик
Маленькая птица известна своими раскатистыми трелями. Зяблики водятся в лесостепях, лесах, парках и садах. Они устраивают гнезда на низких деревьях. Взрослые особи питаются семенами, дождевыми червями и гусеницами. На зиму зяблики перелетают огромными стаями в Южную Европу и на Кавказ. Некоторые особи предпочитают просто переселиться в более южные регионы. Прилет приходится на начало апреля, а спустя месяц, птицы приступают к откладке яиц.
Иволга
Певчая птица яркого окраса, обитающая в Центральной Европе. Она селится в смешанных лесах, рощах и лесопарках. Иволга старается быть неприметной, поэтому сооружает гнезда в кронах деревьев. Гнездо из стеблей, лыка и растительных волокон напоминает корзинку. Иволга осторожна, она старается не слетать с веток. Взрослые особи питаются улитками, жуками, гусеницами. Птица считается ценной для лесного хозяйства. В летнее время иволга клюет плоды черемухи, тутовника и различные ягоды. В августе пернатые перелетают на зимовку в Африку и Индию. Возвращается иволга на обжитые места лишь в мае, когда воздух хорошо прогреется.
Конек лесной
Естественной средой обитания этих птиц являются поля, разреженные леса, опушки и зарастающие вырубки. Конек вьет гнезда на земле, в неглубоких ямках. На поверхности пернатые передвигаются бегом. Источником питания служат насекомые, нередко птица подбирает семена с земли. В теплые края коньки передвигаются небольшими стаями или поодиночке. Птицы покидают места обитания не позднее начала октября. Они мигрируют в Африку и Индию. Конек возвращается с зимних квартир в начале апреля и сразу находит пару для гнездования.
Кукушка обыкновенная
Птица серого окраса по размерам немного мельче голубя. Пожалуй, нет человека, который бы не слышал трели кукушки. Пернатые встречаются по всей стране, от тундр до полупустынь. Кукушки являются полигамными птицами. Самка подкладывает яйца в гнезда мелких воробьиных видов. Подросший кукушонок выкидывает из гнезда других птенцов, но “родители” продолжают его кормить. Взрослые особи подвижны и прожорливы. Целый день они поедают гусениц, слизней, стрекоз и кузнечиков. Кукушки совершают перелеты на зимовье поодиночке. Старшие поколения вылетают раньше. С обжитых мест они исчезают к концу августа. Птицы зимуют в Африке, Аравии и Азии.
Ласточка городская
У птицы черное оперение на спине и белое — на брюхе. На хвосте есть треугольное окончание. Ласточка городская, или воронок, не приспособлена к ходьбе. Их жизнь проходит в полете. Птицы на лету ловят насекомых и даже пьют воду. Ласточка обитает в населенных пунктах по всей территории Европы. Она вьет гнезда из глины и земли на каменных зданиях. Пернатые прилетают в середине весны и занимают прошлогодние гнезда. Отлет в Африку приходится на середину сентября.
Малиновка
Ближайшими родственниками птицы являются соловьи. Малиновка известна звонким и мелодичным голосом. Эти пернатые обитают в ольшаниках, ельниках и лесопарках. Источником питания являются беспозвоночные, в теплое время они едят ягоды. Гнездится малиновка на земле. Птицы перелетают на юг Европы поодиночке. Пернатые возвращаются в апреле и сразу начинают вить гнезда.
Пеночка-теньковка
Вид обитают на опушках, в лесопарках, зарослях травы. Ареал распространен по всей территории страны. Этот вид пеночек вьет гнезда не только на земле, но и в гуще подлеска. Они питаются цикадами, тлей, мелкими бабочками и куколками гусениц. Пеночки-теньковки зимуют в Средиземноморье.
Скворец обыкновенный
Скворец распространен от тайги до полупустынь. Миграции наблюдаются у птиц из восточных частей ареала. Основная масса скворцов гнездится в населенных пунктах, используя специально построенные домики. В дикой природе птицы устраивают гнезда в дуплах деревьев. Питание состоит из беспозвоночных. Скворцы зимуют в тропиках Африки и Азии.
Славка-черноголовка
Птица распространена в европейской части России. Ее ареалом является смешанный лес. Гнездится славка преимущественно на молодых елочках, можжевельнике и малине. Пернатые кормятся насекомыми и их личинками, незначительную долю рациона составляют ягоды и семена. Отлет в Африку приходится на сентябрь, некоторые особи улетают только в октябре. Славка-черноголовка возвращается в середине мая.
Соловей обыкновенный
Вид распространен в Европе и Сибири. Ареал — светлые леса, поймы рек и городские парки. Соловей вьет гнезда у корней кустарников и в куче осенних листьев. В период размножения рацион птиц состоит из насекомых и беспозвоночных. В разгар лета соловей питается ягодами, орехами и семенами. Зимовка проходит в Восточной Африке. Птицы возвращаются на прежние места в начале июня.
Трясогузка белая
Окраска птицы серо-белая, длинный хвост периодически покачивается. Трясогузка распространена по всей Евразии. Она обитает по берегам рек, на опушках, в сельскохозяйственных угодьях. Гнезда часто находят в жилой зоне, скверах и парках. Птица хорошо перемещается по земле. Основной пищей являются пауки, комары, стрекозы, мухи и бабочки. В южных районах России трясогузка ведет оседлый образ жизни. Отлет в Средиземноморье приходится на начало сентября. Иногда пернатые возвращаются на места гнездовий, чтобы запомнить их. Птицы прилетают в марте, когда реки вскрываются ото льда.
Чибис
Небольшая птица из семейства Ржанковых распространенная в Европе. Спинка чибиса окрашена в черный цвет, отливающий металлическим блеском. На голове есть хохолок из длинных перьев. Птицы предпочитают открытые пространства, поэтому селятся на лугах, пастбищах и в долинах рек. Они обустраивают гнезда в углублениях на земле. Чибису трудно уберечь потомство от хищников, в защите гнезда принимают участия оба партнера. В случае разорения кладки, пара приступает ко второй попытке. Пернатые объединяются в стаи для поиска пищи. В рацион входят личинки, дождевые черви и улитки. В конце лета чибисы сбиваются в стаи и отправляются на зимовку в Индию, Китай и Японию. В места гнездования птицы возвращаются ранней весной, когда везде лежит снег. Они переселяются как парами, так и группами.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравилась статья? Поделись с друзьями:
natworld.info
Зимующие и перелетные птицы – презентации и картинки
Для всех нас является давно известным тот факт, что многие птицы с наступлением зимы из северных широт улетают на юг, в теплые края. Однако есть и зимующие птицы, которые остаются в России. Для детей небесполезным будет узнать, какие именно птицы зимуют на территории нашей страны. Познакомить малышей с этими видами поможет презентация «Зимующие птицы». Здесь вы обнаружите фото, на которых представлены зимующие птицы России.
Презентация
Нажмите на картинку ниже, чтобы скачать презентацию
Плакаты-картинки
Кто остается в России на зимовку?
Вопрос этот будет актуален уже для детей детсадовского и школьного возраста. Презентация и фото, представленные в ней, помогут сориентироваться в этом материале не только ребятам, но и их наставникам. Картинки не только показывают, как выглядят зимующие птицы, но и дают их названия и краткие сведения. Кроме того, малыши смогут узнать, какие перелетные и зимующие птицы обитают на нашей территории, в частности, здесь представлены зимующие птицы Подмосковья.
На территории России обитает огромное количество птиц. Многие остаются зимовать, а некоторые прилетают к нам из других стран. Фото и картинки помогут ребятам не только познакомиться с теоретической информацией, но практически различать, выходя на прогулку, какие птицы зимуют, а какие, наоборот, прилетают к нам в снежные зимы.
Плакат: «Поможем зимующим птицам»
Чем мы можем помочь птицам зимой?
Чем их можно и нельзя кормить?
Конечно, далеко не все дети выберутся зимой в лес, чтобы полюбоваться на птиц, которые остаются зимовать в России. Фото и картинки в презентации, как и наставники детей, учителя, не должны ставить целью обучить малышей четко различать в природе все виды птиц. Так, синичку и снегирей видели все. Но немногие дети и даже взрослые знают, что это оседлые птицы: они обитают в лесу, а зимой прилетают в город, чтобы прокормиться. Зимующие птицы – это и известные нам голуби, которых мы подкармливаем в парках и площадях. На этом, как правило, познания детей о птицах заканчиваются. Фото и картинки имеют целью расширить представления ребят об окружающей их природе. Что касается птиц, улетающих в теплые края, то здесь существующие представления ребят весьма ограничены. Мало кто может назвать хотя бы два-три вида мигрирующих птиц. Однако все наблюдали летом за ласточками, грачами и наверняка видели этих представителей перелетной братии. Презентация поможет собрать воедино имеющиеся знания, упорядочить их.
Карточки-картинки по теме
Знакомить детей с данной информацией лучше накануне наступления зимы или с началом весны. В первом случае есть возможность наблюдать в природе отлет птиц и посмотреть, какие зимующие птицы остаются в России. Просмотрев иллюстрации, дети смогут распознать многих из них. Во втором случае можно наблюдать, кто из птиц возвращается из теплых стран, чтобы вывести потомство на нашей территории. Подробно изучить этот материал с детьми можно в течение всей зимы, чтобы к весне ребята имели четкие, сформированные знания.
Видео
Итак, предлагаемая нами материалы, посвященная зимующим и перелетным птицам России, является прекрасным учебным пособием для воспитателей детских садов и учителей школы. Ее можно использовать на уроках природоведения, биологии в старших классах, а также небольших уроках для малышей, имеющих целью рассказать об окружающей природе. Даже незначительный экскурс даст ребятам четкое и ясное представление о миграции птиц. Они по-новому посмотрят на обитателей леса, которые живут рядом с нами, узнают их повадки и привычки, станут добрее, внимательнее и заботливее.
Бесплатные книги для детей
Как помочь птицам зимой?
Перелетные и зимующие птицы
steshka.ru
Картотека по окружающему миру на тему: Перелетные птицы | скачать бесплатно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме “Перелетные птицы”
Закрепление знаний у детей о диких перелетных птицах….
Конспект непосредственной образовательной деятельности логопеда с детьми старшего возраста по лексической теме ” Перелетные птицы” . “Помоги птицам”
Конспект логопедического занятия с детьми старшеговозраста….
Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) Тема “Мой дом, мой город” Лексическая тема “Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.Подготовка к отлету”
Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему: Тема «Мой дом, мой город» Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка…
Конспект занятия по Нищевой Тема ««Перелетные птицы. Водоплавающие птицы».
Занятие поразвитию речи….
Конспект занятия по Нищевой Тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы».
Игры и упражнения по теме”Перелётные птицы. Водоплавающие птицы"…
конспект занятия ” Перелетные птицы. Водоплавающие птицы”
Игры и упражнения по теме…
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе “Перелетные птицы. Водоплавающие птицы”
Конспект ООД образовательная область “Речевое развитие"…
nsportal.ru
Зимующие птицы
Юные следопыты. Наблюдения за зимующими птицами на прогулке
Самое интересное для детей — это наблюдать за живыми птичками на прогулке. Часто у малышей появляются среди птичек свои любимцы, которым они дают имена и даже утверждают, что могут отличить их от всех других птичек двора.
Сделайте кормушку, насыпьте в нее корм. Очень скоро птицы привыкнут к тому, что здесь постоянно есть для них корм, и начнут прилетать на Вашу кормушку. Понаблюдайте с малышом за ними. Полезнее всего и интереснее всего провести целую серию таких наблюдений. Серия наблюдений даст малышу гораздо больше для его умственного и речевого развития, чем просто чтение рассказа о зимующих птицах или просмотр познавательного фильма. Ведь фильм скорее всего быстро забудется без закрепления и применения полученной информации.
В наблюдениях живой природы ребенок будет учиться сравнивать, делать выводы, задавать вопросы и искать на них ответы, описывать, находить точные слова для выражения своей мысли.
Что же мы можем увидеть в таких наблюдениях? На что обращать внимание детей?
1.Чем отличаются птицы друг от друга по внешнему виду? Чем они похожи? (У них есть голова, глаза, клюв, чтобы клевать семена, крылья чтобы летать, туловище, лапки, хвост, туловище покрыто перьями)
Сравните, например, воробья и ворону – чем они отличаются, а чем похожи? (Вороны большие. А воробьи маленькие, серо-коричневые, прилетают стайкой, шустрые, прыгают на двух лапках. Вороны серо-черные, прилетает ворона одна. Ходит ворона вперевалочку, важно, медленно). Чем похожи и чем отличаются воробьи и голуби? (Воробей меньше голубя, он другого цвета. Воробей прыгает, а голубь ходит. Воробей чирикает, а голубь воркует)
2.Чем отличаются повадки разных птиц:
- как они клюют корм в кормушке (сразу же садятся на кормушку или осторожничают и сначала садятся на кусты, и только потом подлетают к кормушке),
- ссорятся или нет, уступают ли друг другу,
- как летают и как ходят птицы,
- близко ли они подходят к людям,
- живут поодиночке или в стайках,
- какой корм они любят (синички и дятлы любят есть несоленое сало, сало можно подвесить на нитке к кормушке, снегири и свиристели – ягоды, семена едят все птицы, а вот овес и пшено любят воробьи и овсянки)
- в какое время дня прилетают они на кормушку (когда светло),
- в каких случаях птицы издают звуки – кричат, перекликаются, а в каких случаях они молча клюют зерна,
- какой клюв у птичек и можно ли по форме клюва догадаться, чем питается птица (Можно, у птиц, питающихся насекомыми клюв тонкий и узкий, а у тех птиц, что питаются зерном клюв более тупой и более толстый)
- какие следы оставляют птицы на снегу? (попробуйте их зарисовать и научиться читать «птичьи истории» по следам – какие птички прилетали, с кем они на кормушке встретились, сколько было птиц на кормушке?). Это задание очень нравится детям. Они чувствуют себя настоящими следопытами.
- почему, когда подлетает ворона разлетаются воробьи и голуби? (Ворона большая, у нее сильный клюв, и маленькие птички ее боятся. Именно поэтому ворону лучше кормить отдельно, чтобы она не отнимала корм у маленьких пташек)
Вот несколько заметок для наблюдений с детьми повадок зимующих птиц.
Воробьи – юркие, веселые, подвижные, часто ссорятся. Они задиры, любят выхватить из-под носа синички ее семечки, держатся стайкой.
Вот прилетели чечетки. Они шумные, перекликаются друг с другом. Клюют семена. Чечетки могут быть разные. Есть чечетки бурые с серой грудкой, а есть с красной грудкой. Чечетки – наши гости. Они прилетают к нам на зиму с севера.
Голуби медлительные, спокойные, не такие пугливые, близко подходят к человеку.
Снегири – спокойные, степенные птицы. И звук голоса у них особый – они тихо посвистывают (звенят, как бубенцы). Если им надо куда-то перелететь, то они оживляются, перекликаются и всей стайкой улетают. Снегири очень любят есть ягоды, зерно, семена ясеня и клена. Они прилетают к нам с севера – они тоже наши гости.
Вороны, сороки, галки – это всё «родня вороны». Они зимой прилетают к нам из леса. В лесу они всегда улетают от людей, а в городе они людей меньше боятся. Вечером они летают стаями над городом, а потом прилетают в парк, садятся там на ветви деревьев и засыпают до утра. Вороны умные, близко не подходят к человеку, осторожные, ходят вперевалочку. Сороки большие, серые, а голова и крылья черные. Бока у нее белые. Поэтому сорок называют «пестрыми». Сорока подпрыгивает. Она любит есть несоленое сало на кормушке.
Синички имеют желтую грудку и черную шапочку на голове, белые щечки. Они любят клевать сало, раскачиваясь на веревке, за которую сало прикреплено к кормушке.
Щеглы прилетают стайками. Они очень красивые – на лбу красное пятнышко, а на черных крыльях желтые полосочки. Они очень подвижные – настоящие гимнасты! Щеглы вертлявые, шумные, постоянно кричат, ссорятся, шумят, приседают, едят семена.
Во время наблюдения можно прочитать детям стихи об этих птичках. Стихи о зимующих птицах для самых маленьких и детей постарше Вы найдете в этой серии статей. Очень удобно выписать или распечатать стихи на карточки (размером с четверть альбомного листа) и носить с собой на прогулку в кармашке или сумочке. В любой момент можно достать карточку и прочитать нужное стихотворение или загадать загадку.
Зимующие и кочующие птицы в сказках, играх, рассказах, загадках и заданиях для малышей
Очень часто мы, взрослые, сами не знаем, какая это птичка, не можем интересно рассказать о ней детям или ответить на многочисленные вопросы наших почемучек. Поэтому я решила сделать на «Родной тропинке» своеобразную хрестоматию для малышей и взрослых, подготовила картинки зимующих птиц, раскраски, игры, познавательные рассказы и сказки, задания, стихи и загадки на эту тему. Эта хрестоматия будет состоять из нескольких частей. и про каждую зимующую или кочующую птичку Вы найдете отдельную статью со сказками, рассказами, картинками и заданиями, мульфильмами.
Я специально не стала распределять этот материал по возрастам детей. Вы можете сами выбрать понравившиеся вам отрывки, игры, задания.я сказки, стихи и использовать их для развития Ваших малышей и ознакомления их с окружающим миром
Зимующие птицы. Картинки для детей.
Сравните вместе с малышом птичек на этих картинках. Чем похожи две птички на каждой картинке? Чем отличаются?
По таким парным картинкам очень удобно загадывать загадки-описания зимующих птиц. А отгадывать загадки и придумывать их любят все малыши! Вы описываете птичку (не называя ее) — говорите о том, какие у нее крылья, грудка, голова, как она ходит, что ест, а малыш угадывает, кого Вы загадали. Потом малыш сможет и сам загадать Вам загадку, описав птичку.
Речевая игра «Скажи наоборот»
В этой речевой игре малыш научится употреблять слова, противоположные по значению заданному слову (мы — взрослые — такие слова называем антонимами).
Всегда опирайтесь на опыт ребенка, придумывая задания для подобных игр. Показывайте птичек на картинке, фото или настоящих птичек на кормушке.
Примерные задания для детей по теме «Зимующие птицы»:
- Ворона большая, а воробей – какой? (маленький)
- Сорока длиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)
- Дятел длинноклювый, а воробей – какой? (короткоклювый)
- У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? ( маленький и тонкий)
- У снегиря грудка красная, а у синички — …?
- Снегирь подлетел к лесу, а воробей — …?
- Снегирь сидит на верхней ветке, а воробей на …?
Речевое упражнение «Назови ласково»
Это упражнение направлено на развитие языкового чутья, которое позволяет ребенку экспериментировать со словом и придумывать его новые варианты.
Можно проводить эту игру в «волшебном варианте». Вы даете ребенку «волшебную палочку», и малыш превращает большое в маленькое (волшебная палочка — это обычная, но красивая ручка или карандаш, для получения волшебной палочки можно обмотать карандаш фольгой или декоративной бумагой). Взмах «волшебной палочки» — и из птицы получится маленькая птичка, а из большого хвоста маленький хвостик. Вот примерные слова для игры по теме «Зимующие птицы»
- Птица – птичка
- Перо- … (перышко)
- Крыло — … (крылышко)
- Хвост — …(хвостик)
- Клюв — …(клювик)
- Синица — …(синичка)
- Птенец — …(птенчик)
- Воробей — …(воробышек)
- Ворона — … (воронушка)
- Голубь — … (голубок)
Играем в прятки.
Игра «Чье? Чья? Чьи?» по теме «Зимующие птицы»
Скажите малышу: «Ты уже знаком со многими зимующими птицами. Они решили поиграть с тобой в прятки. Догадайся, кто от тебя спрятался за веточкой?» (речевая грамматическая игра «Чье? Чья? Чьи?» — учимся употреблять притяжательные прилагательные – голубиный, воробьиный, сорочий, вороний, синичкин, снегириный и т.д.). Не обязательно использовать готовые картинки. Можно прятать картинки за своей ладошкой, показывая малышу только часть изображения — например, хвостик птички или только грудку птички. А ребенок по этой детали узнает, что это за зимующая или кочующая птица.
Вот мои картинки-загадки для малышей. Все эти картинки в хорошем качестве и разрешении есть в презентации в конце статьи. Презентацию можно скачать бесплатно.
Отгадки на загадки:
- Хвостик, клюв и грудка снегиря. Снегириный хвостик, снегириный клюв, снегириная грудка. Спросите малыше, как он догадался, что это клюв снегиря, ведь у других птиц клюв очень похож? (по красной грудке)
- Это воробьиные перышки и хвостик тоже воробьиный. Воробья легко узнать по серому с коричневым оперению.
- Голова и клюв голубиные. Голубя легко узнать по сизым перышкам.
Игровое задание по теме «Зимующие птицы» — «Разложи марки» (для детей 5-7 лет)
В этой игре малыш научится классифицировать картинки и выделять в группе птиц три подгруппы: зимующие птицы, кочующие птицы и перелетные птицы.
Расскажите ребенку историю. Объясните, что такое марка и зачем она нужна, почему без марки письмо не дойдет до адресата. А потом расскажите историю о мальчике Ване.
Ваня решил собирать марки с изображением разных зверюшек, насекомых и птиц. Вот какие марки у него есть.
Попросите ребенка: «Помоги Ване разложить марки в его альбом». Ваня так придумал. На одной страничке альбома будут перелетные птицы. На другой – зимующие (те, что и летом, и зимой живут рядом с нами). На третьей – кочующие (наши зимние гости). Но он запутался, какие птицы где зимуют. Поможешь ему разобраться?»
- Посмотри, вот Ванин альбом для марок. Это страничка с изображением пальмы. Как ты думаешь, марки с какими птицами будут на этой страничке? Правильно, здесь будут марки с перелетными птицами, которые улетают на юг и там зимуют.
- А вот вторая страничка. На ней изображены дождик и снег, лето и зима. Значит, какие птицы на ней будут? (зимующие птицы, которые живут рядом с нами и летом и зимой).
- А вот нарисована сосулька. Это наш курорт «Сосулька» из сказки. Здесь будут наши зимние гости – кочующие птицы.
Посмотри на Ванины марки. Какие марки ты бы поместил на страничке с пальмой? Как называют этих птичек? (Это перелетные птицы – ласточки, аисты)
А какие кочующие птицы есть на Ваниных марках? (снегирь, свиристель) На какую страничку альбома нужно Ване поместить эти марки?
Какие птицы живут с нами и летом, и зимой? (воробей, ворона). На какую страничку альбома мы поставим эти марки?
Можно использовать и другие варианты проведения этой игры:
1.Распечатать картинки с изображением марок и изображением альбома на принтере. Тогда получится лист с заданием, в котором ребенок проведет линии от птицы к нужной страничке альбома с марками.
2. Дать ребенку картинки с птицами и попросить разложить их на три группы.
3. Если упражнение проводится с группой детей, то можно каждому ребенку в руки дать картинку с изображением птицы. А на полу нарисовать мелом три круга. В один круг положить картинку с пальмой, во второй – картинки лета и зимы, в третий картинку с сосульками– знак кочующих птиц, прилетевших к нам на курорт «Сосулька».
Дети изображают птиц. По сигналу «день» птички начинают летать. По сигналу «По домам!» дети ищут свою стайку и бегут в нужный круг. Перелетные птицы бегут в круг с изображением пальмы, кочующие — в круг с изображением летящей птицы и т.д. Нужно успеть найти свой дом и свою стайку птичек до сигнала : «Ночь!». Тогда птички засыпают — каждая стайка в своем домике. По сигналу «День» птички снова начинают летать, клевать зернышки, махать крыльями. Далее снова звучит сигнал «По домам!» и птички летят к своим стайкам.
Можно вводить в игру дополнительный персонаж – кота или сову, которая будет ловить птичек ночью. Правило – ловить можно только тех птичек, которые не успели спрятаться в свой домик. Если птичку поймали, то она становится котом (или совой) в следующей игре.
4. Можно вводить в игру преднамеренную ошибку — например, дать ребенку картинку белки вместе с картинками птиц. Когда малыш начнет раскладывать картинки на три группы, спросить, куда он положит картинку с белкой, ведь она тоже не деревьях живет? Это проблемная ситуация для ребенка, ведь и действительно, белка живет на дереве! Что же делать с этой картинкой?
Но похожа ли белка на птиц? Выводит ли она птенцов? Имеет ли крылья? Чем она не похожа на птиц?Можно ли ее отнести к одной из этих трех групп птиц? Нет!
В таких проблемных задачках малыш учится выделять главное от второстепенного, а это очень важно для его интеллектуального развития! А еще он учится отстаивать свое мнение и не поддаваться на провокации!
Хотите верьте – хотите проверьте.
Народные приметы о зимующих птицах
- Воробьи дружно чирикают – значит будет оттепель.
- В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.
- Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.
- Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.
- Синички с утра пищат – значит будет мороз.
В следующих статьях Вы можете познакомиться с зимующими птичками поближе. Мы поговорим с каждой из них, послушаем сказки о них, отгадаем загадки и узнаем интересные игры. По этой теме Вы можете почитать:
Занимательная сказка о зимующих и перелетных птицах «Как Воробьишко Африку искал», а также веселые учебные фильмы для детей о перелетных и зимующих птицах, картинки и речевые игры.
Птицы зимой. Часть 2. Познавательные рассказы, игры, стихи, логические задачи, сказки для детей о дятле.
Воробей: детям о природе. Народные игры, познавательные сказки, стихи, мульлтфильмы и многое другое.
Клест: детям о природе. Какая птица выводит птенцов зимой? Чем удивительна эта птица? Загадки, стихи, рассказы, сказки про клеста и других лесных обитателей для детей. Познавательная сказка в картинках «Клест и дятел». Мультфильм для малышей.
Как сделать кормушку для птиц? Чем кормить птиц зимой? Познавательные сказки, логические задачи и загадки для детей о зимующих птицах
Кто как к зиме готовится. Познавательное видео для детей по диафильму Г. Скребицкого
О том, как другие животные к зиме готовятся и зимуют, читайте в статьях сайта:
Кто как зимует: познавательные рассказы и сказки в картинках для детей, загадки, диалоги.
Как рыбы зимуют.
Как звери готовятся к зиме. Часть 1.
Как животные готовятся к зиме. Часть 2.
А вместе с детьми Вы можете посмотреть картинки этой статьи в высоком качестве в виде презентации здесь. Для просмотра картинки в полноэкранном режиме нажмите значок в правом нижнем углу.
Презентация для детей»Зимующие птицы»
Презентацию для детей с картинками из этой статьи в высоком качестве для распечатки или показе детям на экране вы можете скачать бесплатно здесь по этой ссылке, а также в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы » Документы» под видеозаписями сообщества).
До новых встреч в рубрике «Мир вокруг нас»!
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
“Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей”
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса – Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта “Родная тропинка”
rodnaya-tropinka.ru
Перелетные птицы России – фото с названиями для детей и взрослых
Россия – большая территория земель, на которой проживает множество видов животных. Список птиц России включает около 780 видов. Около трети птиц являются перелетными. Часто их называют мигрирующими, так как после наступления холодов им приходится временно покидать свою привычную местность и мигрировать на территорию зимовки.
Куда улетают перелетные птицы
Перелетные птицы совершают постоянные сезонные перемещения с места гнездования в место зимовки. Они совершают полеты, как на длинные, так и на короткие расстояния. Средняя скорость птиц разных размеров во время перелета достигает 70 км/час. Перелеты совершаются в несколько этапов, с остановками на кормление и отдых.
Известно, что не все самцы и самки из одной пары мигрируют вместе. Разделенные пары весной воссоединяются. Конечной точкой путешествия птиц становятся места с аналогичными погодными условиями. Лесная птица подыскивает зоны с похожим климатом, а полевые пернатые ищут территории со схожим пропитанием.
Список перелетных птиц
Деревенская ласточка
Эти птицы из России проводят зиму в Африке и Южной Азии. Ласточки совершают полеты на невысокой высоте днем.
Серая цапля
Миграция у этих птиц происходят с конца августа, летят они преимущественно вечером и ночью. При миграции цапли могут достигать высоты полета до 2000 метров.
Иволга
Эта небольшая яркая птичка мигрирует в осенний период на большие расстояния и зимует в тропической Азии и Африки.
Черный стриж
Отлет на зимовку у стрижей начинается уже в начале августа. Полет птиц происходит через Украину, Румынию и Турцию. Конечной их остановкой является Африканский континент. Длительность миграции стрижа достигает 3-4 недель.
Гусь
Современные технологии позволяют следить за миграцией гусей в реальном времени. Основные области зимовок – страны Западной и Центральной Европы.
Соловей
Эти птицы прилетают в конце апреля – начале мая. Осенний перелет начинается в августе и происходит до конца сентября, соловьи улетают по ночам, не образуя стай.
Скворец
Большинство этих птиц, в холодное время года перебирается на юг Европы, в Египет, Алжир и в Индию. К местам гнездования возвращаются рано, когда лежит снег.
Зарянка
Зарянка относится к мигрантам на средние дистанции.
Полевой жаворонок
Весною с зимовки полевой жаворонок прилетает одна из самых первых, в марте. Жаворонки летят и днем и ночью небольшими стаями.
Перепел
Чаще всего перепелы во время миграции движутся через Балканы и Ближний Восток. Первые пролетные стаи почти полностью состоят из самцов.
Обыкновенная кукушка
Кукушка в основном летит по ночам. Предполагают, что кукушки могут пролетать до 3600 км за один перелет без остановки.
Болотная камышевка
Прилетают на родную местность лишь в конце мая. Прилетает на зимовку в Центральную и Южную Африку.
Белая трясогузка
Осенняя миграция является естественным продолжением летних кочевок молодых и закончивших свое размножение взрослых особей. Миграция происходит преимущественно вдоль водоемов.
Зяблик
Средняя скорость миграции зябликов составляет 70 км в сутки. Самки прилетают на несколько дней позже самцов.
Камышевая овсянка
Весной прилетают, когда вокруг еще лежит снег. Чаще всего летят парами или в одиночку. Могут лететь вместе с зябликами и трясогузками.
Вывод
Многие люди считают, что птицы улетают по причине того, что им не подходят изменения в погоде. У большинства перелетных птиц есть хорошее теплое оперение, которое задерживает тепло. Однако главной причиной перелётов становится отсутствие еды в зимний период. Птицы, улетающие зимой в теплые края, питаются преимущественно червями, насекомыми, жуками и комарами. Во время морозов такая живность или умирает или впадают в спячку, поэтому в этот период сезона птицам просто не хватает пропитания.
ecoportal.info
Перелетные птицы для детей: рассказываем интересно
Считается, что дети должны иметь представление о птицах и пользе от них уже в 5 лет. А в 6-7 лет различать некоторых пернатых по названиям. Весенние месяцы – самые подходящие для занятия на тему «Что такое перелетные птицы» для детей старшей группы.
Содержание статьи:
Какие учебные материалы понадобятся в процессе
Чем ярче и разнообразнее будет рассказ о кочующих птицах для детсадовцев, тем больше он останется в памяти. При подготовке я рекомендую максимально задействовать органы восприятия: глаза, уши и пальчики. Это значит, что мы будем смотреть картинки и видео, слушать информацию и стихи о птичках, трогать руками перышки.
Первое и важно пособие, которое мы используем на занятиях – плакат «Перелетные птицы». На нем показаны все нужные виды, картинки крупные и видны издалека. Птички хорошо прорисованы и по ним легко объяснять, чем одна отличается от другой (хвостики, крылья, ноги, оперение, размеры). Птички подписаны, самые любознательные дети попробуют прочитать.
Очень помогают и дидактические карточки с перелетными птицами. У них сразу три предназначения: с карточки можно взять стишки и загадки, выучить птичье название на русском и английском. Но самое главное, по карточкам мы даем задание составить рассказ: описать, какие у птички крылышки, лапки, цвет оперения и т.д. Для примера по первой карточке рассказывает ведущий. Есть еще другие карточки без названий. Их мы даем на втором занятии и проверяем узнаваемость.
Стихи, в которых фигурируют жаворонок, ласточки, скворец, соловей, дрозд, аист, грач, журавль и другие птицы, мы ищем в интернете или берем в специальных методических пособиях. В сети есть и сказки, интересные для деток 6 лет. Например, «На озере», «Как Воробьишко Африку искал», «Возвращение на родину» и другие.
Здорово, когда есть возможность после стиха или сказки показать видео, в котором птица летает, ходит, питается. Можно попробовать найти в интернете видеозаписи и смонтировать короткие ролики, не дольше минуты. Есть познавательные фильмы, видеоуроки и обучающие видео о перелетных видах на Youtube. Но они занимают время, лучше такой фильм показать помимо занятия. Можно посмотреть мультфильм: «Серая шейка», «Мама-цапля», «Крякнутые каникулы», «Махни крылом».
Что рассказать детям о перелетных птицах
Основной смысл занятия – рассказать, что птицы – живые существа с теплой кровью. Температура их тельца выше человеческой, где-то +41 градус. Чтобы иметь возможность выжить в зимние холода, птицам нужно много энергии. Значит, требуется больше пищи.
Насекомоядным и плотоядным птицам нечем насыщаться зимой, и они перелетают на юг, в теплые страны. Вынуждены улетать и водоплавающие, ведь вода, в которой они ищут пищу, замерзает. Журавли едят ягоды, аисты и цапли – лягушек, в морозы им тоже нечем питаться. Летят на юг и отдельные разновидности, предпочитающие растительную пищу. У зерноядных есть одна особенность – они покидают наши широты не всегда.
Птицы, улетающие на зиму, называются перелетными, или кочующими. А те, которые остаются зимовать в родной стране – оседлые (зимующие). На зимовку отправляются гуси, лебеди, цапли, аисты, соловьи, чижики, грачи, скворцы, ласточки, перепела, жаворонки, дрозды, иволги. Перебираются они в разные страны. Перепела – в Африку и Азию, соловьи – в Африку, чижи – в Казахстан и на Кавказ. К зимующим можно отнести ворон, синичек, воробьев, голубей, сорок, другие виды.
Летят они стаями или клиньями, а некоторые – в одиночестве (кукушки, ястребы, соколы). Весной перелетные птицы путешествуют назад, в родные края, чтобы растить потомство. Они очень полезны для природы и человека. Насекомоядные поедают насекомых-вредителей, а другие помогают поддерживать экосистему. Например, аисты едят змей и саранчу.
Детсадовцам понравятся интересные факты. О том, что птицы летают на юг стаей, прямым фронтом, клином или косяком. Как это выглядит, можно показать на презентации или фото. Есть народные приметы и загадки о перелетных птицах. Пернатые путешественники запоминают свои гнезда, из года в год прилетают туда же. Время вылета меняется: птицы принимают решение, ориентируясь на погоду и инстинкты (готовьтесь объяснить, что это). Иначе и быть не может, ведь газет они не читают.
Как составить план занятия
Если это ваше первое занятие по птицам, нужно подробно составить список того, что будете рассказывать и показывать, в какой последовательности, сделать хронометраж. Важно, где вы решите проводить занятие – на природе или в помещении. На природе можно услышать, а иногда даже увидеть птиц. Зато в помещении можно посмотреть видео и мультфильмы. Спланировать занятие с описательной частью, играми и другими задачами поможет это тематическое пособие.
Сложно рассказывать ребенку о том, чего он не видел. Поэтому детсадовцам нужно показывать рисунки и видео, давать слушать записи птичьего пения. Кстати, еще одно пособие с картинками перелетных и зимующих птиц, а еще домашних и диких. Оно поможет рассказать о домашних, лесных, водоплавающих и других видах. Не забудьте объяснить, что пернатые живут в скворечниках, гнездах, дуплах. Еще лучше – показать во время прогулки.
Можно построить занятие для детского сада в форме диалога: задавать вопросы и рассказывать. Например: «Какой сейчас сезон? Дни удлинились, произошли другие изменения (перечислить). А вы слышали пение птиц по утрам? Поют те, кто вернулся из теплых краев – перелетные птицы. Вы знаете, кто такие перелетные?». Стоит упомянуть кочующих птиц, прилетающих к нам на зиму, потому что привыкли к холодам (снегири, синицы).
Можно разделить занятие на две или три части. Но не давать их друг за другом, а сделать перерыв в несколько дней. Детям нужно переварить, «прожить» информацию, рассказать о новых знаниях родителям и друзьям, обсудить.
В одно из занятий можно включить игры для развития речи. Например:
- Назови птенчика (кукушка – кукушонок, грач – граченок и т.д.).
- Найди лишнего (выбрать из тройки или четверки птиц неперелетную).
- Назови ласково (кукушка – кукушечка, перо – перышко, крыло – крылышко, соловей – соловушка).
Рекомендую включить в план занятия разнообразные игры и развлечения. Например, раскраски и наклейки с птичками, детское лото или другие игры с изображениями птиц, несложные оригами, пальчиковые игры. Можно давать задания по карточкам: к примеру, разложить их в два ряда – с перелетными и зимующими птицами.
Вопросы и выводы по занятию
Чтобы закрепить информацию, рекомендую задать в конце такие вопросы:
- Что такое перелетные птицы?
- Куда и почему улетают они на зиму?
- Какие именно пернатые улетают в южные местности (названия)?
- Путешествуют ли птенцы с родителями?
- Почему они возвращаются обратно из теплых краев?
- Почему летают стаями?
- Чем питаются перелетные птицы?
- Какую пользу людям и природе они приносят?
«Птичьи» занятия помогут обогатить кругозор, пополнить знания об окружающем мире и природе, дадут новые названия и понятия в словаре ребенка. Расскажут, насколько мир многообразен и интересен. В первую очередь, они дадут понимание того, что птицы – живые существа, им нужно питаться и защищаться от холодов, растить птенцов. Перелетные виды очень важны для живого мира и человеческой деятельности.
В воздухе кипит жизнь. Рассказы о ней очень важны для современного урбанизированного ребенка, который видит природу мельком и в малых количествах. Удачных вам занятий и любознательных деток!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Перелетные птицы: для детей 5-7 лет в детском саду
4 (80%) 5 votes
metodbv.ru
Тематические занятия «Перелетные и зимующие птицы»
Началась осень. И с ее приходом есть о чем рассказать ребенку. Одно из таких наших занятий – это игры на тему «Перелетные и зимующие птицы».
1. Вспоминаем с ребенком, каких птиц мы видели и знаем. Говорим о том, что птицы бывают перелетные и зимующие.
Почему их так называют? Перелетные птицы – зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать. Зимующие – не боятся холода и остаются здесь.
Когда прилетают птицы? Весной.
Перелетные – утки, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки.
Зимующие – воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока.
2. Перелетные птицы.
Улетающим птицам зимой есть нечего. Многие перелетные птицы едят насекомых. Однако с наступлением холодов все насекомые прячутся, поэтому в поиске пищи птицы улетают в теплые края.
Как летят перелетные птицы?
Шеренгой, фронтом или поперечным рядом летят кулики, цапли, утки.
Гуси чаще всего летят косяком. Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы.
3. Зимующие птицы
Рассказываем малышу, чем питаются зимой птицы и почему не улетают.
4. Физкультминутки
Цапля и лягушки
Определяем с ребенком границы болота, в нем живут лягушки. А цапля гуляет вокруг болота. Когда она становится на одну ногу, лягушки прыгают возле нее, и тут цапля начинает их ловить.
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
Кошка и птички
Как и в предыдущей игре, определяем, где у нас будет гнездо. Мы для него с ребенком брали обруч и клали на пол. В гнезде сидят птички. Кошка ходит вокруг гнезда и хочет поймать птичек. Она может притвориться спящей. Птички вылетают, а кошка пытается их поймать.
Птички в гнездышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят.
5. Игра «Кто как говорит»
Воробей — чирикает
Кукушка — кукует
Ворона — каркает
Курица — квохчет
Утка — крякает
Соловей — поет
Сорока — трещит
6. Какие ты знаешь сказки с названием птиц?
«Гуси-лебеди»
«Гадкий утенок»
7. Один – много
Предложите малышу поиграть в следующую игру: вы называете предмет, а он должен сказать, как он называете, когда его много. Например:
Много цветов – букет
Много птиц – стая
Много сена – стог
Много воды – речка, море
8. Какой домик выберет себе птичка и почему?
9. Сложи целое яйцо из скорлупок
10. Разложи птичек по величине
11. По какой тропинке нужно идти?
Это игра-ходилка. Выбираем героя-игрушку. Бросаем кубик. Чтобы не попасть к змее, отгадываем загадку про нее. Вьется веревка, на конце – головка (Змея). Если отгадали, идем дальше. Чтобы не попасть в сети к паучку, нужно вспомнить, кого ест паук. При подходе к муравейнику, нужно назвать, на какую букву начинается слово «муравей». Когда подходим к дереву, то отгадываем загадку. Чёрный, проворный, кричит «крак» — червякам враг (Грач). А как же называются детеныши птички (птенцы).
Еще находим самую узкую и самую широкую дорожку. Говорим о том, какая из них самая безопасная дорога и почему.
12. Посчитайте, сколько птиц на каждой картинке, зачеркни ту цифру, на которой правильное количество.
13. Найди двух одинаковых птичек.
14. Спрячь слоги в ладошки.
Называем слово, а ребенок должен прохлопать количество слогов в нем. Например: сова – хлопаем 2 раза, воробей – 3 раза.
15. Пальчиковая гимнастика.
Координация речи с движением. Раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой – клюв дятла.
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу.
Хоть он скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
16. Стихи о птицах для детей
17. Загадки о птицах
Развивающие игры / автор блога: Марина Гранович
Рисуем животных по этапам
Раскраски «Дикие животные»
nattik.ru